Примерное время чтения: 7 минут
780

Плюс-минус одинаковые. Студентка года из Твери о заграничном образовании

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. АиФ в Твери 18/01/2022
Дарья Кушнина / Из личного архива

Минувшей осенью учащаяся четвёртого курса факультета иностранных языков Тверского государственного университета Дарья Кушнина победила в региональном этапе Всероссийского конкурса «Студент года–2021» в номинации «Общественник года». Девушка она с характером, устремлена к цели, но при этом неравнодушна к тому, что происходит вокруг. В преддверии Дня студента Дарья стала гостем нашей редакции.

Кто он – общественник?

– Дарья, что нужно было такого сделать, чтобы завоевать победу в конкурсе?

– Название номинации каждый волен трактовать по-разному, но для меня «Общественник года» – это студент, который помимо учёбы и личных увлечений интересуется жизнью в обществе и вузе и стремится стать её частью. При этом постоянно растёт, узнаёт других людей, набирается жизненного опыта.

Проекты, вошедшие в моё портфолио, так или иначе связаны с межкультурным взаимодействием разных стран. Когда я подавала конкурсные документы, мне интересно было узнать, насколько важно для других то, что имеет ценность для меня. Из всего «портфеля» я бы выделила интеграционный проект «Еврошкола», организованный под эгидой Евросоюза, и крупнейший международный студенческий фестиваль ISFiT в норвежском городе Тронхайме (ISFiT - International Student Festival in Trondheim – ред.). Я помогала в его организации, но, к сожалению, из-за пандемии участвовать в нём всем иностранным студентам пришлось онлайн.

Отметила бы и переводческую деятельность в рамках некоммерческого проекта Global Voices. Это международное сообщество писателей, блогеров и активистов, которые на общественных началах переводят с одного языка на другой статьи, опубликованные в средствах массовой информации всего мира. Я переводила публикации, посвящённые европейской и азиатской культуре.

Ради интереса

– Почему ты и другие студенты тратите на всё это свободное время, что вас мотивирует?

– Возможность получить опыт взаимодействия с другими людьми и организациями, знакомства, которые в том числе помогают найти следующее любопытное событие. Но главная мотивация – само мероприятие: если оно интересное, хочется узнать, как там всё устроено и организовано. В итоге получаешь положительные эмоции и жизненный опыт. То есть общественная работа – это не столько трезвый расчёт или бескорыстие, сколько интерес. На самом деле молодёжь сейчас очень активно интересуется внеучебной жизнью, творчеством и спортом. Так, у нас в университете ребята активно принимают участие в «Студенческих вёснах».

– А как обычно проходит День студента?

– В этот день наш вуз, как правило, проводит массу мероприятий в формате открытых дверей, неформальные встречи студентов с руководством, интересные интерактивы, праздничные гадания и многое другое. Уверена, что 25 января я поеду на празднование Татьяниного дня и наслажусь праздничной программой, подготовленной нашим университетом.

– Иняз всегда считался прагматичным факультетом. Абитуриенты шли туда делать карьеру, ведь человек, в совершенстве владеющий языками, нарасхват. А сейчас это актуально?

– Безусловно, студенты нашего факультета, которые хотят достичь успеха в своей профессии, делают для этого всё: ищут повод «засветиться» на публичных мероприятиях, не пропускают масштабные «тусовки», посещают научные конференции с участием иностранцев и не только. Собственно, так было всегда. Но есть и другие, которые понимают, что публичность и популярность – не для них. Такие, как правило, настроены на то, чтобы стать истинными профессионалами в своей специальности. На мой взгляд, практически все думают не то чтобы чисто о деньгах, но о том, как реализовать себя после университета, чтобы получать эти самые деньги за те самые полученные в университете знания и никогда ни в чём не нуждаться.

Сказать о себе, что я прагматик, не могу: поступала на иняз, совершенно не думая о том, сколько буду зарабатывать в жизни. Принципиально важным было получить качественное образование, и, кстати, я совершенно не разочарована тем, что уже имею благодаря ТвГУ.

– В школах Верхневолжья не хватает учителей-словесников. Как сделать, чтобы выпускники иняза пошли работать именно туда?

– В период учёбы многие из нас работают педагогами в школе, это распространённая практика. Выпускников, которые целенаправленно выучились на учителя иностранного языка, а затем пришли работать в школу, тоже немало. Хотя соглашусь: проблема нехватки учителей иностранного языка есть. Как изменить это, я не знаю, ведь я всего лишь студентка. Мне лишь понятно, что современные педагоги хотят большей свободы в образовательном процессе, внедрять новые методики преподавания иностранных языков, а государственные образовательные стандарты не всегда готовы на это пойти. Наверное, если немного скорректировать стандарты, то кадровая проблема в школах будет не столь острой.

– Давай предположим, что студенту иняза ТвГУ, собирающемуся стать переводчиком в крупной нефтяной компании, вдруг предложили работать учителем на селе за 120 тысяч рублей. Он пойдёт?

– Полагаю, что согласится (улыбается). Но вряд ли это применимо ко всем студентам иняза.

На практику – в посольство

– Многие ли твои сверстники совмещают работу и учёбу? И где сейчас практикуются студенты тверского иняза?

– Очень многие. Как правило, это преподавание в коммерческих языковых школах, репетиторство и любая сфера, где есть коммуникация между людьми. Впрочем, встречается и работа, абсолютно не связанная с будущей профессией. Если говорить о взаимодействии университета и государства, многие мои сокурсники сейчас будут проходить практику в госструктурах, где у них есть шанс проявить себя. Если о языковой практике как таковой, то она может проходить даже в зарубежных посольствах России и в международных культурных центрах, базирующихся в Москве, как, например, Немецкий культурный институт им. Гёте или Австрийская школа.

Кстати, помимо основных языков – английского, немецкого и французского – сейчас очень активно идёт испанский. Кто-то даже рассказывал о практике изучения китайского языка.

– Ты училась в Германии. Как туда попала?

– С апреля по август 2021 года по программе межвузовского обмена я училась во Фрайбургском университете – одном из старейших немецких вузов, основанном в 1457 году. О программе узнала, будучи первокурсницей, и все эти годы моей маленькой целью было стать её участницей. Обучение во Фрайбурге велось на немецком и английском языках. Первое время было непривычно, но адаптация завершилась быстро, и трудностей с восприятием другой культуры я не испытывала. Заграничный семестр стал для меня ещё и отличной языковой практикой.

– В чём ключевое отличие нашей системы высшего образования от немецкой?

– В Германии высшее образование бесплатное для всех и студент не имеет чёткого образовательного плана. В России каждый семестр включает обязательные дисциплины, на которые ты обязан ходить: без разницы, хочешь ты этого или нет. Немецкий же студент самостоятельно набирает себе курс лекций и семинаров по интересующим дисциплинам и темам, при этом их число не должно быть меньше необходимого минимума. Потом сдаёт экзамены и, как и у нас, получает диплом.

У всех дедлайны и любовь-морковь

– Чем запомнился студенческий фестиваль ISFiT в Тронхайме?

– В 2021 году его посвятили теме «Создания знаний». Продолжался он десять дней, изучалась глобальная проблема академической свободы во всех её проявлениях. Участники работали в формате «воркшоп» (workshop – с англ. «мастерская» – ред.), то есть получали знания и сразу применяли их на практике, чтобы сформировать и закрепить навыки.

– Как норвежские и немецкие студенты воспринимают нас, русских?

– Студенты всех стран всегда рады новому человеку в компании, относятся друг к другу позитивно. Мы все плюс-минус одинаковые: всегда хочется чем-то интересным заняться, у всех дедлайны на сессиях и контрольных, любовь-морковь. Но характеры, конечно, разные. Русские – открытые, душа нараспашку, немцы – прямолинейные, норвежцы – «горячие парни».

– Что бы вы пожелали в Татьянин день преподавателям и студентам?

– Преподавателям – терпения: мы хорошие и умные, и мы это докажем. Студентам – не бояться реализовывать себя и того же, что и самой себе: поскорее осознать, что же делать дальше.

Досье

Дарья Кушнина. Родилась 6 июня 2000 года в Клину. Студентка 4­го курса факультета иностранных языков и международных коммуникаций Тверского госуниверситета по направлению «Зарубежное регионоведение» (немецкий и английский языки). Победительница регионального этапа Всероссийского конкурса «Студент года–2021» в номинации «Общественник года».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах