Примерное время чтения: 8 минут
411

Нет неподдающихся. Педагог из Тверской области о воспитании «трудных детей»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ в Твери 14/11/2023

В Лесном округе Ларису Карпову знают как социального педагога реабилитационного центра для несовершеннолетних. А для всех, кто связан с поиском пропавших людей, она старший инфорг по детским поискам тверского волонтёрского поисково-спасательного отряда «Сова» и руководитель детской школы безопасности «Совёнок». Сегодня Лариса Карпова – гость «АиФ в Твери». Перед началом интервью наша героиня подчеркнула, что она не психолог. Всё, что она скажет, – это общероссийская статистика и её собственный опыт.

Фото: Из личного архивa/ Лариса Карпова

«Чучело» – это «цветочки»

Денис Кузнецов, tver.aif.ru: Лариса Николаевна, «неподдающиеся», трудновоспитуемые дети были в России всегда. Какие они сегодня?

Лариса Карпова: По сравнению с временами, когда детьми было моё поколение, трудных подростков стало больше. В те годы нарушение ими социальных, культурных и правовых норм выливалось в хамство, хулиганство, и редко – в преступление. Сейчас помимо всего перечисленного спутниками трудных детей становятся игромания, наркомания, токсикомания, экстремизм, вандализм и суицид. К счастью, в маленьком Лесном округе, где я живу и работаю, с такими ситуациями не сталкивались.

Дети стали ожесточённее, злее. 40 лет назад, когда на экраны вышел фильм «Чучело» (12+), где режиссёр Ролан Быков рассказал о травле одноклассниками девочки, непохожей на других, многие посчитали эту кинокартину преувеличением. Но то, с чем педагоги сталкиваются сейчас, даже рядом с «Чучелом» не поставить. Когда группа школьников избивает сверстницу, а затем выкладывает видеозапись расправы в интернет, становится страшно.

– Что толкает подростков на жестокие действия?

– Мотивация тут вечная. Одни делают это, чтобы не выглядеть «белой вороной». Другие (как правило, дети, в которых есть лидерские качества) самоутверждаются. Третьи действуют под влиянием лидеров. При этом причины девиантного поведения те же, что и раньше: явная или скрытая патология в развитии, а также асоциальная среда.

Большинство детей, поступающих в реабилитационный центр, недоласканные, недолюбленные, недослушанные дома родными и близкими. По статистике, на первом месте среди факторов срыва – тяжёлое материальное положение в семье, на втором – развод или алкоголизм родителей, на третьем – отсутствие эмоционального контакта с матерью. К этому прибавляются дефекты школьного и общественного воспитания. Нередки физические, эмоциональные и поведенческие отклонения, связанные со взрослением.

Тайна исповеди

– Самое сложное в воспитании трудных подростков – установить доверительные отношения с ними, так утверждают многие педагоги. Посоветуйте, как этого достичь.

– Мой профессиональный опыт говорит, что, во-первых, необходимо поставить себя на место подростка, сколь бы ни был отвратителен поступок, им совершённый. Помнить, что все дети – уникальные люди, со своими желаниями, эмоциями и внутренним миром, и с этим взрослым нужно считаться. 15-летний парень однажды пожаловался мне: «Нам сказали, что мы не личности, так как ещё ничего не сделали в жизни». Такого быть не должно: это унижает детей.

Во-вторых, выстраивайте беседу так, чтобы ребёнок сам осознал свою неправоту. Если, к примеру, он поколотил кого-то в школе, то понимает, что его будут ругать директор, классный руководитель, родители и т.д. Не надо ругать! Мы поступаем иначе: сначала соглашаемся с забиякой в том, в чём он прав. Затем предлагаем рассмотреть ситуацию с другой стороны, задаём наводящие вопросы. И, наконец, спрашиваем: «Как ты сам считаешь, правильно ли ты поступил?» И часто слышим: «А вы знаете... я был неправ. Вы отругали меня за дело». Такой подход занимает больше времени, зато работает в 90% случаев. А крик эффекта не даёт: трудные дети (да и не только они) в этом случае просто «отключаются».

В-третьих, научитесь хранить тайны, которые вам доверил ребёнок. Если он хочет выговориться и просит никому не рассказывать то, что сейчас сообщит, вы должны пообещать молчать и сдержать своё слово. Если же, искренне желая помочь, всё-таки захотите с кем-то посоветоваться, делайте это в обезличенной форме, без конкретики, позволяющей идентифицировать личность. На мой взгляд, хранение детских секретов сродни тайне исповеди в церкви.

«Я дома!»

– Можно ли перевоспитать трудного ребёнка?

– Попытаться стоит. Если очень захотеть, то всё получится. Говорю это не как педагог, а как мать, воспитавшая двух «трудных» приёмных детей. Первому было 10 лет, когда я взяла его в семью. До этого он рос в асоциальной среде, к своим годам успел уже попробовать и табак, и алкоголь. Сейчас ему 21 год, он успешно закончил колледж, женат, служит в армии. Детей у него пока нет, но я убеждена: будут обязательно, потому что как личность он полностью готов к самостоятельной жизни.

Второй «трудный» сын вошёл в мой дом, когда ему было 15 лет. Он самовольно покинул свою предыдущую приёмную семью – проще говоря, убежал оттуда. Побывал в нескольких реабилитационных центрах и в итоге попал в Лесное. Сейчас ему идёт 19-й год, и я вижу, как сильно он изменился. Например, когда задерживается вечером, звонит и предупреждает: «Я не сбежал, просто слишком поздно вышел от друга». И каждый раз, возвращаясь к семейному очагу, говорит: «Я дома!» Мне это радостно слышать. Минувшим летом колледж, где он учится на кулинарном отделении, отправил его работать помощником повара в санатории в Евпаторию.

– Лет 20 назад трудные подростки из Твери под присмотром педагога и инструктора по туризму отправились в сложный байдарочный поход по озёрам Верхневолжья. Их перевоспитывали испытаниями. А в Лесном округе как перевоспитывают?

– Добрыми делами. Третий год в нашем центре действует объединение «Твори добро». У нас есть отделение для престарелых и инвалидов: там наши воспитанники помогают немощным и выступают с концертами и мастер-классами. Ещё они опекают одного бывшего воспитателя, а минувшим летом трудились на местных предприятиях. Кстати, сегодня трудных детей не отграничивают от их обычных сверстников: они отдыхают в загородных лагерях, ходят в кружки и секции вместе.

Слушают, но не слышат

– Часто ли и почему трудные подростки уходят из дома?

– В данном случае не надо разделять их на трудных и обычных: из дома уходят в том числе и дети из вполне благополучных семей. Когда ребёнок не способен справиться с возникшей проблемой, у него возникает стресс, и его реакция на это: беги! Основные причины побегов – отрицательная атмосфера и неясность смысла дома (потому что там его никто не ждёт), влияние окружения. Кто-то уходит, чтобы проверить себя на прочность: смогу или нет.

Чтобы предотвратить такие уходы, нужно научиться слушать, а главное – слышать ребёнка, больше общаться с ним. По статистике, 90% родителей «потеряшек» из Тверской области не знают круга общения своих детей, не располагают номерами телефонов их друзей и родителей. Профилактика побегов должна также включать организацию семейного досуга ребёнка и совместное времяпровождение с ним.

– Какова основная задача школы «Совёнок»?

– Это коллективный эксперт, отвечающий на актуальные вопросы детской безопасности. В детсадах, школах, лицеях и колледжах 18 округов Верхневолжья мы рассказываем о том, как вести себя в городах и лесах. Так, в сентябре провели в Максатихе лесной квест для первоклассников. Дети разгадывали загадки, решали поставленные задачи и искали тайник. На каждой станции маршрута была своя информация: что брать в лес, что делать, если заблудился, и т.д.

– А родители посещают ваши инструктажи?

– Да, так как это помогает им впоследствии самим говорить с детьми о безопасности. Какими бы опытными ни были инструкторы, никто не знает детей лучше, чем их родители, и никто не сможет лучше них объяснить, почему не надо идти на встречу с незнакомцем, который нашёл тебя в интернете, и почему нужно всегда сообщать семье, когда где-то задерживаешься.

Досье

Лариса Карпова. Родилась 29 мая 1975 года в посёлке Малышево Максатихинского округа. С 2011 года – воспитатель, затем социальный педагог реабилитационного центра для несовершеннолетних. С 2018 года – волонтёр, затем инфорг поискового отряда «Сова». Вырастила и воспитала четверых детей, двое из которых приёмные.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах