Трагедия, которая произошла в «Крокус Сити Холле», настолько всех шокировала, что, кажется, ни о чём другом и думать невозможно. А учитывая, что в состоянии стресса мы живём не первый год, чувство тревоги только растёт. Как реагировать на шокирующие события, сохранять спокойствие, какими словами можно, а какими нельзя утешать человека, рассказала психолог медико-психологической службы СПСЧ ФПС ГПС Главного управления МЧС по Тверской области Мария Полякова.
Реакция толпы
Екатерина Евсеева, tver.aif.ru: Почему такие трагедии выбивают почву из-под ног даже у тех, кто не теряет во время этих событий своих родных?
Мария Полякова: Потому что мы все в основном эмпатичны и склонны к сопереживанию, и это вполне нормальные человеческие качества. Кроме того, очень часто мы перекладываем чужую ситуацию на свою семью. Если пострадали дети, сразу думаем, а как было бы, если бы на их месте оказались наши собственные. Если трагедия затронула старшее поколение, проецируем ситуацию на своих родителей, бабушек и дедушек. А вообще, впадать в тревожное состояние после какой-либо трагедии, пусть и не с нами произошедшей, – первая защитная реакция психики.
– Теракт в «Крокусе», пожар в «Зимней вишне» показали, что люди теряются в таких ситуациях. Даже недавняя эвакуация в тверском торговом центре «Рио», где в итоге ничего не случилось, привела к панике. Так как надо себя вести?
– В идеале, как только вы вошли туда, где много людей, нужно сразу осмотреться, изучить план эвакуации и понять, где находятся аварийные выходы. Если вы уже оказались в толпе, помните, что реакция толпы самая заразительная: истерия очень быстро передаётся от одного к другому. Поэтому крайне важно контролировать своё поведение. Немного успокоиться поможет даже применение разных техник дыхания. Например, то же глубокое дыхание.
– Чего мы только не пережили за последние годы. Как не сойти с ума от обилия таких новостей?
– Главное правило – фильтруйте поток информации. Сейчас очень много фейков, доверяйте проверенным источникам. Большое значение имеет опора на внутренние ресурсы: это может быть общение с друзьями, родными, занятия, которые приносят вам удовольствие. Побольше гуляйте и дышите свежим воздухом. Природа – лучший антидепрессант. Если вы уже испытываете тревогу, постарайтесь поделиться переживаниями с тем, кому доверяете. Проговаривая проблемы, человек, как правило, немного успокаивается, ему становится легче.
Чего нельзя говорить?
– К психологам МЧС не приходят жаловаться на неверных мужей или проблемы с детьми-подростками. Вы первыми оказываетесь на месте катастроф и работаете с людьми в состоянии полного отчаяния. Что можно и чего нельзя говорить в таких ситуациях?
– Первым делом мы спрашиваем человека, согласен ли он на помощь, стараемся установить телесный контакт и показать, что мы рядом, готовы выслушать и разделить его боль. Реакции людей при этом могут быть самыми разными: истерика, отрицание, плач, агрессия. Но это нормально в ненормальной экстремальной ситуации. При этом одну и ту же ситуацию каждый человек проживает по-своему: одни закрываются, другие идут на контакт. Но мы всё равно стараемся, чтобы человек выплеснул эмоции и проявил всё, что чувствует: проплакался, прокричался и т.д. Это важно, чтобы в дальнейшем не было отсроченных последствий травматического стресса, иначе потом выйти из этого состояния будет ещё сложнее. А из того, чего точно нельзя говорить человеку в острой стрессовой ситуации, – это фразы «Я понимаю, что ты чувствуешь», «Это пройдёт», «Через год станет легче» и т.д. Для каждого человека его горе – самое масштабное. Ему кажется, что только он один это переживает. А вы такими фразами просто потеряете его доверие. Ещё нельзя давать ложных обещаний и говорить, что всё будет хорошо. Ведь мы не знаем, как будет.
– Какие чрезвычайные ситуации оказались для вас самыми сложными?
– Трудно что-то выделить. Каждый выезд исключительный, каждое горе страшное. Мы выезжаем, когда происходят ДТП, пожары и не только. Несколько лет назад в Андреаполе случился жуткий смерч, который повредил десятки домов, пострадало большое количество людей. Мои коллеги выезжали туда, потому что многим жителям потребовалась помощь психолога.
Всегда тяжело работать с людьми, которые потеряли близких. Особенно трудно в ситуациях, когда погибают дети, когда родители не смогли спасти ребёнка при пожаре и т.д. Это всегда очень больно. Но наша работа связана не только с гибелью людей. Например, потеря имущества при пожаре – тоже большой шок для человека. Кроме того, помимо оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях мы регулярно и планомерно занимаемся психологическим сопровождением личного состава. Потому как именно спасатели изо дня в день сталкиваются с человеческим горем и другими сложными ситуациями.
– А бывает, что и у вас проступают слёзы?
– Как бы ни было внутри тяжело и ни хотелось расплакаться, есть негласное правило психолога – во время работы не демонстрировать свои эмоции. Важно, чтобы человек мог на нас опереться. А если я тоже начну плакать, какая от меня помощь? Конечно, это непросто – не поддаваться эмоциям. Но на то мы и специалисты. Кроме того, мы стараемся не ездить по одному на выезды. Мы работаем в парах с коллегами Светланой Ивахновой и Светланой Фоминой. Это помогает нам равномерно распределить эмоциональную нагрузку. Мы как чаша весов – дополняем друг друга, когда у кого-то вдруг становится меньше сил. Да и в целом можем друг другу выговориться и проработать проблему, которая особенно засела. Также оставаться в ресурсе помогает общение с близкими людьми.
Если хочется плакать – плачьте
– Ситуаций для переживаний в жизни много. А как правильно поддержать?
– Иногда можно даже ничего не говорить, а просто дать человеку почувствовать, что вы рядом. Не навязывайте своё мнение, но аккуратно покажите, что если он захочет, то может всегда обратиться к вам и выразить свои чувства. Универсального рецепта нет, поскольку в разных ситуациях мы проявляем себя по-разному. Но сразу скажу: многие боятся плакать, а плач – на самом деле адаптивная реакция. Он помогает снять напряжение.
– Сколько допустимо пребывать в подавленном состоянии? Когда пора бить тревогу?
– Когда не хочешь идти на работу, когда приходишь домой и не хочешь общаться с родными, стал более раздражительным и изменились отношения с близкими – всё это признаки эмоционального выгорания. Значит, пора что-то менять и в первую очередь не переносить рабочие проблемы в обычную жизнь. Ещё один тревожный звонок – состояние, когда человеку элементарно трудно встать с кровати или приготовить себе еду, когда апатия длится уже некоторое время и начинает мешать жизнедеятельности. Если же речь идёт об утрате близкого человека, то считается, что в среднем процесс горевания длится около года, но для каждого эти рамки индивидуальны. За это время человек проходит несколько стадий от отрицания до принятия и проживает первые значимые события без ушедшего: первый день рождения без него, первый семейный праздник, первый Новый год.
– Мы всё о грустном. А как добавить положительных эмоций в жизнь?
– Займитесь творчеством или спортом. Если есть силы, помогайте другим, созидайте что-либо. Попробуйте то, чем давно хотели заняться, но не решались. Проводите больше времени с близкими людьми. Если живёте в большом городе, пройдите по улицам и откройте для себя новые интересные места. Да просто купите чашку вкусного кофе в кофейне! Жизнь непредсказуема, но важно не зацикливаться на негативных моментах.
Кстати
Если чувствуете, что не справляетесь, можно обратиться в Центр экстренной психологической помощи МЧС России по бесплатному номеру + 7 (495) 989 50 50.
Досье
Мария Полякова
Родилась в 1996 г. в Твери. Окончила Тверской государственный университет (бакалавриат и магистратура). С 2021 г. работает в Главном управлении МЧС по Тверской области.