«По-человечески перемены даются непросто. Но, приехав в Тверь, возможно, впервые в жизни, я сразу полюбил эту землю», - признаётся митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Вот уже почти месяц, как в регионе новый владыка. Ещё летом он был наместником Сретенского монастыря в Москве, чуть раньше - ректором Петербургской и Московской духовных академий, а сегодня отвечает за духовный путь Верхневолжья.
Москва не прельщает
Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь»: Ваше Высокопреосвященство, насколько неожиданным стало для Вас это назначение? Какие первые впечатления от Тверской области?
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий: Решение Священного Синода для меня действительно было неожиданным. Конечно, существовало некое волнение, потому что на тверской земле я был всего один раз, когда меня приглашали на праздник преподобного Нила Столобенского. Какие первые впечатления? Моя душа радуется и благодарна, что я приехал сюда. В Твери я первым делом прошел по улицам. Это красивый город. Здесь много храмов, святынь, интересных зданий. Уже не раз прогуливался по вечерней набережной. Мне нравится разглядывать улицы, всматриваться в лица прохожих. Я бы сказал, что здесь люди внутренне красивые. Знаю о такой проблеме города, как отток населения. На самом деле Тверь достойна того же, что Москва или Санкт-Петербург. Хотелось бы, чтобы и здесь жизнь становилась такой, которая способна удержать молодёжь. Потому что без этого будущее смутно представляется и для церкви, и для общества, и для города.
- По Москве не скучаете?
- Столица меня уже не прельщает. С момента моего переезда съездил туда буквально пару раз, по рабочим вопросам. Хотя в прошлом, признаюсь, были этапы, когда при новом послушании и назначении, я тяжело отрывался от того, что было. Такие чувства возникали, когда после Сибири я оказался в Москве. Так было, когда после Москвы переехал в Санкт-Петербург, где десять лет возглавлял Петербургскую духовную академию. Это были плодотворные годы моей жизни. Поэтому, когда этот период закончился и меня перевели в Сергиев Посад, ректором Московской духовной академии, я опять скучал. Так бывает, что по-человечески перемены даются непросто, потому что связаны с суетой переезда, сменой круга общения, культурного пространства, а иногда даже климата. Но в этот раз, приехав в Тверь, возможно впервые в жизни, я сразу полюбил эту землю. Я благодарен за то доверие, которое мне оказал Святейший Патриарх. И теперь отвечаю за этот край в духовном отношении перед Богом, людьми и самой церковью.
Заброшенные святыни
- Какие первые задачи видите для себя в митрополии?
- Самое главное - познакомиться с жизнью епархии. Она достаточно большая, здесь немало священнослужителей, много проектов. В то же время есть трудности – административные, материальные, иногда даже в отношениях между верующими людьми и т.д. Мы обсуждаем те или иные ситуации, проекты, смотрим, как сделать жизнь епархии динамичнее. Но загадывать далеко идущие планы, как это делается в политике и в экономике, в церкви невозможно. Как говорится, хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах.
- Вы уже были в Спасо-Преображенском соборе, который некогда был главной святыней Твери. Сейчас идёт его строительство, но есть проблемы с финансированием. Известно ли, когда там всё доделают и начнут строить колокольню?
- Надеюсь, что к лету следующего года удастся завершить собор. Хотим просить Святейшего патриарха, чтобы он прибыл и освятил собор. Думаю, в это же время можно будет заложить колокольню. А там, наверно, найдутся и добрые люди, которые последуют благословению Предстоятеля нашей церкви и помогут построить. Я смотрел старые фотографии собора. Он действительно был очень красив, имел богатое убранство. Но, увы, его, как и многие другие святыни в нашей стране, не пощадила варварская рука. Но я думаю, что Спасо-Преображенский собор может вновь стать главной святыней, где будет биться сердце тверской митрополии.
- В регионе ещё много мест, которые нужно восстанавливать. Мы занимаем первое место в ЦФО по заброшенным храмам. Возможно ли вдохнуть жизнь?
- Всё должно проходить постепенно. В первую очередь усилия нужно прилагать там, где вокруг храма есть люди, готовые там молиться. Эта молитва - уже та лампадка, от которой зажигается более яркий свет. А дальше, в зависимости от желания людей и настоятелей, происходит реставрация или консервация здания. При этом сегодня нужна государственная программа восстановления поруганных святынь. Ведь есть такие памятники архитектуры, особенно деревянные, которые через несколько лет исчезнут навсегда, если не принять меры.
Нет ничего нового под солнцем
- По данным ВЦИОМ, верующими себя считают более 60% россиян. На деле же многие ходят в церковь по праздникам или когда плохо. Как привести людей к Богу?
- Наша общая проблема – мы умеем просить Господа и не умеем благодарить за то, что у нас есть. Хотя, когда мы это делаем, и жизнь наполняется другими красками, и трудности уходят. Нужно только довериться. Да, сегодня непросто говорить о Боге, потому что люди озабочены своими проблемами и порой ни о чём другом не хотят слышать. Но ещё апостол Павел говорил, что наше дело – копать землю, рыхлить, сеять, поливать, а взращивать будет сам Господь. Но для этого нужно общаться с людьми, а главное – быть примером. Потому что слова назидают, а примеры вдохновляют. Это относится не только к прихожанам, но и к священнослужителям. Не надо строить из себя учителей. Нужно общаться не менторски, а как друзья, братья. Священники перед Богом такие же люди – ничем не лучше, а иногда ещё и хуже. Но раз Господь избрал нас молиться за свою паству, мы должны делать это честно. Замечательный пример я видел в Сербии. Помню, мы шли вместе с епископом Иринеем, нынешним патриархом Сербским, по городу. Наш путь проходил через открытое кафе на улице. Люди отдыхали, пили кофе, но при виде своего архиерея многие вставали, просили благословения и звали к себе за столик. Владыка свободно садился и общался. И не было никакого отторжения и критики, что архиерей сидит в ресторане. Это была живая беседа – просто на улице, без всякой предварительной записи. Мне кажется, и нам нужно стремиться к таким отношениям. Нам не хватает открытости.
- С другой стороны, вокруг церкви сегодня много скандалов: и локальных, и на уровне страны – взять хотя бы недавние события на Урале, где бывший духовник крымского прокурора Натальи Поклонской захватил монастырь, а после был отлучен от церкви. Всё это – удар по репутации.
- Нет ничего нового под солнцем. Это было и прежде. Просто мы живём в век информации, которая сегодня не только доступна, но ещё чаще всего преувеличена и извращена. Поэтому кажется, что скандалов так много. Конечно, никто не застрахован от ошибок, даже люди церковные. Мы все живём в пространстве, в котором действует вирус греха. В этом смысле церковь, несмотря ни на что, - та река, где вся грязь может вымываться благодатью Божьей. В то же время нельзя отрицать, что сегодня есть откровенные недоброжелатели, которые пытаются использовать церковь в политических, экономических и иных целях. Но подобное было всегда. Рано или поздно эти периоды уходят, а церковь остаётся и осуществляет своё призвание на земле.
Снял розовые очки, но остался верен
- Как сами пришли к решению посвятить жизнь Богу?
- Мне кажется, это Бог принял за меня решение, потому что я ощущаю себя в церкви с самого детства. Сначала меня водила бабушка, а потом уже и я не мыслил себя без этой жизни. Довольно рано стал монахом и никогда не жалел об этом. Безусловно, были трудные моменты в жизни, которые стали для меня вызовами, в том числе в отношениях с Богом. Я предъявлял претензии, роптал. Но каждый человек способен переживать кризис – не раз и не два, а в течение всей жизни. Из любой такой ситуации мы получаем опыт, который приводит к пониманию друг друга. Так происходит в семейных отношениях, так бывает и в отношениях с Небесным Отцом. Пройдя череду лет, я получил разный опыт, в чём-то даже снял розовые очки, но всегда оставался в церкви.
- Вы активно присутствуете в соцсетях. В чём видите свою миссию в интернете?
- Обратиться к людям, присутствующим в интернете, ответить на злободневные вопросы и донести хотя бы капли мыслей, приближающих человека к Богу. Сегодня интернет – реальность, с которой мы должны научиться жить. При этом я противник того, чтобы соцсети захватывали всё наше время. Потому что иногда бывает так, что люди посвящают интернету львиную долю времени, отнимая его у своих же близких и родных. А никакое виртуальное пространство не заменит живого человеческого общения.
- Интересно, как проходит день митрополита. Остаётся ли время на отдых, бывает ли отпуск?
- День расписан с утра до вечера. Богослужения, встречи, совещания, общение со священниками, мероприятия, и многое другое. А ведь нужно и помолиться, и книгу почитать. Иногда дела заканчиваются в 11-м часу вечера. Отпуск у священнослужителей бывает. Но в связи с тем, что последние три года я постоянно меняю свою дислокацию, а на новом месте – новые дела, то мне было не до отдыха. Впрочем, этой осенью планирую взять несколько дней и посвятить их отдыху и здоровью.
Досье
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий (в миру – Виталий Ермаков).
Родился 15 июня 1970 г. в Курской области в семье рабочих. Окончил Московскую духовную семинарию, Московскую духовную академию, РАНХиГС по программе «Основы государственно-церковных отношений». Служил в Кемеровской, Санкт-Петербургской и Московской епархиях. До приезда в Тверь был наместником Сретенского монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.