Семь лет назад скульптор по металлу Игорь Афанасенко создал в Осташкове Музей забытых вещей, а в этом году открыл «Музей рыбы и не только…»
И там, и там есть экспозиции его собственных работ в стиле «стимпанк». Это особое направление в декоративно-прикладном искусстве, вдохновлённое развитием в конце XIX века паровой энергии. Афанасенко берёт разные металлические предметы – подшипники, болты, шестерёнки – и творит из них потрясающие художественные композиции. Рыбы, роботы, декоративные панно, часы, какие-то совершенно футуристические фигурки – чего там только нет! «Жаль, он ничего не продаёт, а ведь мог бы озолотиться», – говорят о мастере жители города. Но художник верен себе: он содержит свои коллекции за счёт пенсии, пожертвований и совсем дешёвых входных билетов.
Накануне Всемирного дня туризма мы поговорили с Игорем Александровичем о том, чем увлечь путешественника в провинции и как сделать так, чтобы отдыхающие вдохнули в глубинку новую жизнь, а не оставляли повсюду мусор.
Экскурсия в СССР
– Игорь Александрович, попадая в Музей забытых вещей, окунаешься во времена СССР, в своё детство. Откуда у вас такая страсть к старым артефактам?
– Я вспоминаю свой первый магнитофон, который взял в кредит более полувека назад за 180 рублей. Средняя зарплата составляла 90 рублей, и в одночасье собрать такую сумму было нельзя. Когда уже в наши времена увидел, что люди выбрасывают подобные раритеты, мне в некотором смысле стало плохо. Ничего же не останется от той эпохи! И я начал потихоньку собирать их и чинить.
В Осташкове был антикварный магазин. Когда хозяева уехали, оставили мне массу невостребованных вещей: от керосиновых ламп до макулатуры. Я понял: из этого может получиться интересный музей материальной культуры. В процессе ремонта я ещё больше увлёкся, понял, что восстановить можно всё что угодно, если захотеть. Появился «драйв». Артефакты прибывали постоянно: что-то мне отдавали знакомые, что-то я покупал или находил, а бывало, люди просто выставляли на улицу ненужные вещи, и я их забирал.
Сейчас коллекция вместе с моими работами насчитывает более двух тысяч экспонатов. Среди них есть немыслимо дорогие в советское время предметы. Например, катушечный магнитофон «Астра», который стоил 500 рублей, когда доллар был 65 копеек. По каждому такому экспонату можно делать отдельную экскурсию, ведь у всех, кто жил в СССР, с ними связана масса воспоминаний.
– Почему вы заинтересовались стимпанком?
– Я по профессии художник по металлу. Имея творческое воображение, из этого материала можно в буквальном смысле творить чудеса. Свою первую работу создал лет 15 назад: это маленькая собачка, сделанная из разбитого замка и ручки от какого-то механизма. Взял их, приставил друг к другу – точно: пёс! Все произведения существуют в единственном экземпляре, копий я не делаю. И не торгую, потому что в этом случае придётся делать дубликат для музея, а повторяться не хочется. У каждого творческого человека всегда есть в запасе свежие идеи.
– Есть ли у вас планы по расширению своей музейной сети?
– Ещё какие! Я заметил: когда в музей приходят мальчишки, их не интересуют советские артефакты. Но когда они видят роботов-гитаристов или «технорыбину», у них загораются глаза: дети замирают возле экспонатов, словно приклеенные. Я мечтаю сделать для своих работ отдельный зал и хотел бы создать творческую лабораторию – проводить мастер-классы для интересующихся. А вот идеи для новых музеев не хотел бы пока обнародовать: придёт время – узнаете. Мне уже 74 года, но надеюсь, успею. Сейчас важно найти новые помещения.
– Селигер – это, без преувеличения, общенациональный туристический бренд, путёвки сюда продавали ещё до Великой Отечественной войны. Почему, на ваш взгляд, здесь сегодня так много заброшенных домов?
– Посетители меня об этом тоже спрашивают, а я не знаю, что ответить. Не говорить же, что осташи получили новое жильё по программе переселения, съехали и этими домами больше никто не интересовался? Необходимо создать привлекательный внешний вид города. Местная администрация многое для этого делает, но общую картину, повторюсь, портит множество запущенных исторических зданий.
Лично я хочу, чтобы обеспеченные люди, у которых здесь недвижимость, вкладывались в благоустройство территории. Пока что они вкладываются только в развитие собственных владений, обустраивают личные пристани и угодья, то есть живут по принципу «за моим забором хоть трава не расти». Но при таком подходе у нас никогда не будет должного порядка.
Ужас что творится!
– Мы уже поднимали тему свалок вокруг озера Селигер. На ваш взгляд, есть ли управа на «дикого» туриста?
– Нужно обустраивать платные стоянки со всей инфраструктурой, тогда «дикарей» будет меньше. В летние месяцы в Осташкове невозможно перейти улицу из-за непрерывного потока легковых автомобилей с московскими номерами. По-прежнему десятки тысяч людей приезжают на машинах с кучей снастей и инвентаря, привозят яхты и катера, разбивают лагеря, строят навесы и туалеты, вытаптывают территорию, шумят, баламутят водный и лесной мир. Ужас что творится. Их интересуют только пляж, рыбалка и шашлыки. В музей заходят единицы.
Нашли «фишку»
– Как бы вы оценили уровень развития туризма в нашем регионе?
– К сожалению, я сейчас никуда не выезжаю: музеи не на кого оставить даже на несколько дней. Поэтому судить обо всём нашем регионе не возьмусь. Но на Селигере он, на мой взгляд, невысокий. Посмотрите на городок Мышкин в Ярославской области: население около шести тысяч человек, в два с половиной раза меньше, чем в Осташкове, а турпоток – сотни тысяч и растёт год от года. Потому что нашли собственную «фишку»: там десятки маленьких музеев. Я думаю, Осташкову надо брать пример с Мышкина, тем более что мы во многом похожи.
– Что бы вы посоветовали туристам посетить в Селигерском крае?
– Безусловно, исток Волги, Нило-Столобенскую пустынь – это знаковые места для всей нашей страны. Надеюсь, со временем будет обустроен Ширков погост. Ещё можно заказать экскурсию по водной глади Селигера. Ну и посетите музеи. Попробуйте проявить интерес к нашим местам, не связанный с дачным отдыхом и шашлыками. Думаю, люди найдут для себя здесь очень много интересного.
Досье.
Игорь АФАНАСЕНКО. Родился 2 мая 1947 года. Окончил Красносельское училище художественной обработки металлов по специальности «художник по металлу». Переехал в Осташков из Чернигова после Чернобыльской катастрофы. Женат. У него двое детей и трое внуков.