Примерное время чтения: 10 минут
225

Из главбуха – в железнодорожники. На ВДНХ покажут спектакль про машиниста

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ в Твери 09/04/2024

Вот уже второй месяц в Москве на ВДНХ можно услышать и даже увидеть «Голоса страны». Это проект под руководством известного режиссёра Константина Богомолова, который вместе с командой других режиссёров и драматургов собрал истории обычных людей и перенёс их на сцену.

5 апреля покажут спектакль Алексея Мартынова «У паровоза есть душа» про Алексея Алексеева из Осташкова, который мог сделать карьеру экономиста, но вместо этого решил водить поезда и вести блог о железных дорогах «Заповедная магистраль».

Поезда в генах

Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь»: Алексей, из 340 заявок для проекта отобрали всего двенадцать, в том числе вашу. Как думаете, почему?

Алексей Алексеев: Возможно, потому что я потомственный железнодорожник. Мой дед был машинистом, два дяди – помощниками машинистов, бабушка – приёмосдатчицей, сестра бабушки – стрелочницей, а супруг двоюродной бабушки – кондуктором. Все они жили и работали в Осташкове. Ведь когда-то наш маленький город был бойким железнодорожным краем. Я и сам в детстве мечтал быть машинистом и никогда не хотел уезжать с малой родины, но жизнь внесла свои коррективы. Я отучился на экономиста, какое-то время пожил в Санкт-Петербурге, уехав туда в поисках лучшей жизни, но потом вернулся в Осташков. В городе тогда открывали новое производство, и мне предложили должность главного бухгалтера. Но ещё через несколько лет, устав от офиса и не видя больше в этой профессии перспектив, решил вернуться к корням. Сегодня я работаю на Бологое-Полоцкой линии, которая соединяет Тверскую и Псковскую области.

Фото: Из личного архивa/ Алексей Алексеев

– Как проходила подготовка к спектаклю?

– В спектакле играет профессиональный актёр, но сценарий написан на основе реальных событий из моей жизни. Для этого ко мне в Осташков приезжала команда, состоявшая из драматурга, режиссёра и фотографа. Они прожили со мной несколько дней, стараясь как можно ближе познакомиться с моей работой и бытом, уловить атмосферу железных дорог. Эти дни оставили у меня самые яркие впечатления, такого пристального внимания я никогда не получал.

Прислугу съели волки

– Про Бологое-Полоцкую линию, на которой вы работаете, выходил даже фильм. Его показывали на кинофестивалях в США и в Европе. Чем примечательна данная ветка?

– Эта дорога появилась незадолго до начала Первой мировой войны, причём при финансировании французов. Россия тогда была союзником Франции и должна была в случае чего сдерживать многочисленные германские войска со стороны Восточной Пруссии. Называлась линия в те годы сверхдальней стратегической дорогой, а её конечной точкой был город Седльце, что в сотне километров от Варшавы, столицы Польши. Посмотрев на историю этой дороги, мы можем объяснить и её сегодняшний упадок. Ведь она изначально не имела никакого экономического значения, только стратегическое. Это был кратчайший путь для переброски войск на западное направление. Поэтому она и проходит через такую глухую местность. Даже в дореволюционном отчете указано, что дорога «пролегла по безлюдной местности с первобытными условиями приложения населением своего труда». Обычно при строительстве железных дорог рассчитывают пассажиропоток, но именно здесь это было неважно. Хотя в целом в истории страны железные дороги всегда становились ниточкой цивилизации. Рядом с ними появлялись почта, телеграф, школы, поликлиники и клубы. Менялись и условия труда. Например, когда железнодорожное сообщение только зарождалось, машинисты никак не были защищены от воздействия внешних факторов. Если что-то ломалось, то ремонтировать приходилось на открытой местности. Нередко на людей нападали дикие звери, от которых приходилось отмахиваться горящими головешками из топки. Был даже случай, как на дороге Москва – Петербург паровозную прислугу съели волки.

Фото: Из личного архивa/ Алексей Алексеев

– В царские времена вокзалы были невероятно красивы. Почему сегодня от былого величия не осталось и следа?

– Люди дореволюционной эпохи считали, что всё, что окружает человека в повседневности, должно быть красивым, в том числе здания. Если говорить об архитектуре Бологое-Полоцкой дороги, то в ней угадывается западноевропейский стиль каменного монументализма с элементами готики и барокко. А деревянные постройки этой дороги выполнены в стиле классического русского модерна. Сегодня же кажется, что красота – это дорого и сложно. А нужно быстро и удобно. Поэтому здания тех лет – памятники культурного наследия, а нынешние – типовые проекты, которые выполняют свою функцию и не более.

Ретротур и «Маленькая Швейцария»

– Шесть лет назад в регионе запустили ретропоезд «Селигер». Каких усилий это стоило и что дало региону?

– Сама идея возникла у председателя Всероссийского общества любителей российских железных дорог Алексея Вульфова ещё 20 лет назад. Но тогда это казалось нереальным. Однако времена менялись, и Алексею Борисовичу удалось заразить своей идеей руководство РЖД. Правда, предстояло решить много технических вопросов, в том числе обеспечить водоснабжение, обучить паровозные бригады и т.д. Сам я в этом проекте участвовал косвенно. В частности, подсказал, где в Осташкове проще будет организовать разворот для паровоза: поездки без этого условия были бы невозможны. Ретропоезд однозначно дал новый импульс для развития туризма Верхневолжья. Теперь можно приехать на Селигер, отправиться в путешествие на настоящем паровозе и почувствовать атмосферу прошлых лет. А на станции Куженкино, которая стала музеем под открытым небом, можно увидеть комплекс дореволюционных построек, побывать в старинных залах ожидания и оценить, как раньше отдыхали пассажиры первого класса и простолюдины.

– Вы видите Верхневолжье из окна поезда. Что вас особенно цепляет?

– Таких локаций много. Вот вы знали, что у нас есть своя «Маленькая Швейцария»? А она есть. Так местные жители прозвали холмистую местность между Торопцем и Андреаполем. С высокой насыпи отсюда открывается прекрасный вид на озеро Волчье. По-настоящему левитановские пейзажи можно увидеть вдоль реки Сороги. А ещё Селигер, селижаровский плёс, мост Пено, многочисленные реки и речушки, огромные заводи с кувшинками и бобровые хаты… Из кабины машиниста я вижу такие пейзажи, какие обычный человек не успевает замечать в силу занятости или офисной работы.

Фото: Из личного архивa/ Алексей Алексеев

Ради дочки

– А бывали нештатные ситуации? Например, захотелось спать, на рельсы кто-то выскочил.

– Уснуть на рабочем месте в нашей профессии равносильно преступлению. У нас даже есть памятки, что делать, если клонит в сон. Например, вести поезд стоя, открыть окно и обеспечить приток свежего воздуха, выпить крепкого чая или кофе. Но главный лайфхак – качественно отдохнуть перед поездкой. А что случалось? И поломки на перегоне были, и пару раз пожар возникал в дизельном помещении. Часто автомобилисты пытаются проскочить через пути, люди перебегают по рельсам, животные выходят… Но, к счастью, никого сбивать не приходилось. Однако каждая такая ситуация – стресс для машиниста. Ведь надо за считаные секунды решить, когда следует громко посигналить, когда замедлиться служебным торможением, а когда применить и экстренное торможение. При этом в кабине у машиниста стоят приборы регистрации наподобие «чёрных ящиков» в самолётах, которые всё записывают. Попробуй ошибиться!

– Не устали от такой ответственности?

– Я люблю свою профессию, какой бы сложной она ни была. А потом весь мой жизненный путь проделан из любви к своей дочке. Ей восемь лет, и у неё сенсомоторная алалия. Человек с таким диагнозом – как иностранец среди нас: сам не говорит и не понимает, что ему говорят. Поэтому всё, что я менял, я менял ради дочки. Искал большую зарплату, начал вести блог… К сожалению, лечение крайне сложно и дорого. Пока не удалось добиться изменений. Но все эти годы я живу с мыслью, что можно что-то сделать.

Фото: Из личного архивa/ Алексей Алексеев

Досье

Алексей Алексеев

Родился в 1986 году в Осташкове. Окончил Осташковский финансово-экономический колледж, Академию бюджета и казначейства Министерства финансов РФ (дипломы с отличием), прошёл квалификационную аттестацию в НАУФОР. С 2016 г. работает в РЖД.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах