Воспитатель детского сада № 142 Твери Марина Алексеева победила в областном конкурсе «Педагог года-2023». Её профессиональное кредо: «Настоящий воспитатель тот, кто способен спуститься с высоты своих знаний до незнания воспитанников и вместе с ними совершить восхождение». Накануне Международного дня защиты детей, который отмечается 1 июня, Марина Валерьевна – гость «АиФ в Твери».
Адаптация родителей
Денис Кузнецов, tver.aif.ru: Отличаются ли современные дошкольники от детей прошлых лет?
Марина Алексеева: Да, отличаются. В первую очередь это связано с тем, что они живут в быстро меняющемся мире, насыщенном разнообразными данными. У детей кардинально возросла потребность в информации и отлично развита способность к её восприятию и обработке. Изменился и родительский подход к воспитанию: дети всё чаще предоставлены самим себе и развлекают себя как могут: телевизором, компьютером, мобильным телефоном, игровой приставкой. Результат: когда малыши хотят поделиться своим мнением, зачастую его выкрикивают. Плачут, впадают в истерику и т.д., то есть делают всё, чтобы привлечь к себе внимание. А если их всё равно не замечают, обижаются.
– То есть взрослые люди «сбрасывают» своих детей на вас? Как же вы находите общий язык с родителями?
– Грамотному педагогу это не составит труда. Главное – запастись терпением и тактом, потому что родители проходят адаптацию к детсаду наравне с малышами. Они тоже участники образовательного процесса, вносят свой вклад в жизнь детсада. С ними обсуждаются общие проблемы, есть страница группы на сайте детсада и странички в соцсетях. Всё это позволяет родителям знать, чем мы занимаемся с детьми, и видеть результаты этой деятельности.
– Какую черту сегодняшних дошколят вы выделили бы особо?
– Они непосредственные и умеют высказывать то, что думают. Как-то мы вместе с воспитанником Мишей убирали игрушки. Я решила похвалить его. Говорю: «Спасибо, Миша! Что бы я без тебя делала!» На что получила ответ: «Сами бы убирали». Или ещё. Саша приходит утром в детский сад и весело сообщает: «А мне папа вчера волосатую картошку купил. Она такая зелёная, но вкусная». Или случай на прогулке. Моя группа подходит к берёзе, и тут Даша говорит: «Бедное дерево, теперь оно совсем лысое!» Владик поправляет её: «Не лысое, а голое». На что Даша отвечает: «Значит, его надо одеть, а то зимой замёрзнет».
– Нередко дети владеют гаджетами лучше своих родителей. Не разучатся ли они в наш технологичный век пользоваться обычным карандашом?
– Жизнь современного человека невозможно представить без ежедневного использования умной электроники. Я не против гаджетов: прогресс нельзя остановить. Но эти устройства должны стать помощниками в развитии ребёнка, а не заменять общение с родителями и сверстниками. Считаю, что в детсаду они дошколятам не нужны: их вполне достаточно и дома. Конечно же, в разумных пределах. В связи с этим советую родителям не запрещать ребёнку использовать их, только определите лимит времени, подберите развивающие игры и головоломки, найдите баланс между гаджетами и другими развлечениями. Например, съездите всей семьёй на природу, поиграйте с ребёнком в активные игры, привлеките его к посильной помощи, а не давайте ему в руки телефон, чтобы не мешал.
– Вы преподаете дошколятам экономику. Понимают ли они её?
– Я руковожу кружком для старших дошкольников «Экономика для малышей»: обучаю их азам, чтобы сформировать в них экономические представления и экономическое сознание. Занятия строятся так, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует познавательную мотивацию. Голую теорию дети воспринимают неохотно, поэтому на занятиях я использую различные игры, беседы с опорой на опыт самих детей, моделирую проблемные ситуации. Ещё мы читаем с ними художественную литературу, смотрим презентации и мультфильмы, проводим викторины и даже опыты. Всё это позволяет в непринуждённом общении постигать столь сложную науку, как экономика.
Чему учат дети
– Родители говорят, что у детей можно многому научиться. Вас малыши научили чему-нибудь?
– Благодаря своим дошкольникам я научилась контролировать своё поведение и следить за своими действиями и речью, стала более дисциплинированной. Дети во всём берут пример с нас, взрослых, наблюдая за нашими поступками. Если я буду говорить или требовать одно, а делать совсем другое, то и дети будут поступать так же. Ещё воспитанники научили меня радоваться любым незначительным приятным моментам – таким как хорошая погода, красивый цветок или летящая бабочка, и смотреть на мир широко открытыми глазами. Я благодарна им за ту детскую непосредственность, с которой они воспринимают мир.
– Посоветуйте родителям: как подготовить детей к детскому саду?
– Чтобы адаптация прошла легко, лучше заранее приучать ребёнка к режиму дня и развивать его навыки самообслуживания. Нужно рассказывать малышу, что в замечательных стенах детского садика его ждёт много интересного и удивительного: он сможет завести новых друзей, научится мастерить поделки из различного материала, узнает, почему опадают листья, как люди изобрели часы, как сделать из бумаги космический корабль и многое другое. Можно знакомиться с воспитателями, если вы уже знаете, к какому педагогу пойдёте. Самое главное – это ваш позитивный настрой.
Что наша жизнь? Игра!
– На ваш взгляд, соответствуют ли современным вызовам молодые педагоги – выпускники вузов и колледжей?
– Не нужно забывать о том, что теория и практика – разные вещи. Для того чтобы вчерашний выпускник стал современным педагогом, ему нужен профессиональный пример: наставник, который протянет руку помощи, поделится своими секретами и раскроет «изюминки» педагогического мастерства.
– Вы ведь и есть педагог-наставник. В чём ваша профессиональная «изюминка»?
– Основа образовательной деятельности в детсаду – игра. Педагоги-практики стараются использовать воспитательные и образовательные технологии через игровые приёмы. Например, на всех трёх этапах конкурса «Воспитатель года» моя «изюминка» заключалась в использовании современной технологии «сторителлинг» (умение рассказывать истории и завладевать вниманием слушателей) именно в развитии игровых навыков. Я играю с детьми в самые разнообразные игры: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, режиссёрские и прочие. С удовольствием поиграю в игру, которую предложат или придумают они сами.
– О чём бы вы хотели предупредить тех, кто придёт в профессию «воспитатель»?
– К такой работе нельзя относиться халатно. Нельзя просто прийти и тихо отсидеть положенные часы. В руках воспитателя – судьбы маленьких граждан России, их настоящее и будущее. Очень многие вещи закладываются именно в дошкольном возрасте. И если вам неинтересно с детьми, не стоит идти в педагогику.