По данным Тверьстата, средняя зарплата учителей в регионе чуть более 26 тысяч рублей в месяц. Но это как «средняя температура по больнице»: одним педагогам платят аж по 60 тысяч, другим – от силы десять. Хорошо, если это зависит от результатов труда, а не от личного отношения руководителя учебного заведения.
Не пришлись ко двору
Сегодня базовая ставка учителя – около 8 тысяч рублей. У педагогов высшей категории, которые трудятся в сельских школах, она достигает 15 тысяч. Остальное – стимулирующие выплаты, которые распределяет директор.
«Личное отношение друг к другу никто не отменял. Нравится мне этот работник – поощрю его, не нравится – снижу стимулирующие. Так рассуждают многие руководители. Причина урезать премию всегда найдётся, – убеждена Светлана Иванова из Твери, отработавшая три года в системе образования. – При этом за переработки платят копейки: за две трети дополнительных часов от месячной нормы мне добавляли чуть более 4 000 рублей. Вот она – система, созданная государством».
«В законе обозначено, что стимулирующие выплачивают за результативность труда. Но, разрабатывая внутреннее положение о выплатах, каждое учреждение действует по-своему. Зачастую лоббируются интересы конкретных педагогов, – считает председатель Тверской городской организации профсоюза образования Алла Сидорова. – Хуже того, многие руководители не считают нужным чётко объяснить учителям, чем вызвана их политика распределения доплат». Например, педагогу танцевального кружка за победу коллектива на городском конкурсе могут назначить десять стимулирующих баллов, а это порядка 3 000 рублей ежемесячно. А тот, кто годами учит детей шахматам, не получит в виде доплат ни копейки.
Как происходит распределение денег, руководители некоторых школ рассказали «АиФ в Твери», при этом многие из них попросили не называть себя. Оказывается, в одних учебных заведениях приплачивают учителям со стажем, в других – молодым специалистам, урезая при этом доход возрастных педагогов. Мол, у них ещё и пенсия есть. Ситуация, когда директор даёт «своим», экономя на тех, кто не по душе, нередка. Доходит до абсурда: педагогу могут не выплатить стимулирующую часть, если он ушёл на пару дней на больничный.
В школу с головой
«У нас все работают достойно, поэтому стимулирующую часть распределяем между педагогами одинаково, – рассказала директор Оленинской основной школы Татьяна Гриб. – В среднем учителя получают чуть более 20 тысяч рублей за четыре урока в день при норме в три».
С позицией «лишь бы не было обид» в корне не согласен директор школы № 4 Нелидово Сергей Погодин. Он убеждён: уравнивать всех неправильно, поощрять нужно рост и развитие. Но при этом непременно определив чёткие критерии. «У нас учителя знают, на что можно рассчитывать. Вариантов увеличить зарплату много. Так, за победу ребёнка на городской олимпиаде мы добавляем 10 тысяч рублей. А ведь таких детей можно подготовить несколько! Учителю химии прибавили три тысячи рублей за то, что результат единого госэкзамена выпускников улучшился за год с 40 до 60 баллов, – рассказал Сергей Погодин. – Другое дело, что не каждый хочет работать в напряжённом ритме. Есть педагоги, получающие по 14 тысяч и хающие отношение к ним государства. А есть те, кто с утра до вечера проводит в школе, зарабатывая в четыре раза больше».
Получается парадоксальная ситуация: работаешь сутками – жить некогда, трудишься на ставку – жить не на что. Не случайно педагог – одна из самых востребованных вакансий на рынке труда. По данным регионального Центра занятости, в школы и детсады Верхневолжья сейчас требуется 250 учителей и 70 воспитателей.
По мнению самих педагогов, переломить ситуацию можно несколькими способами. Алла Сидорова полагает, что базовый оклад учителя должен быть порядка 25 тысяч рублей. Тогда и за подработкой очередь выстроится: ведь стимулирующие чаще всего прибавляют как процент от оклада. Сергей Погодин считает, что государство должно снизить разницу в стоимости обучения одного ребёнка в разных регионах. Сейчас, даже экономя, тверские школы не могут конкурировать с московскими, где на ученика дают в четыре раза больше. В итоге специалисты уезжают в столицу. Некоторые хотят, чтобы вернулась прежняя система оплаты труда, когда заработок каждого зависел от стажа и категории, а не от не всегда понятной «результативности».
Грустно, но многие педагоги, чтобы прокормить семью, проводят по шесть уроков в день, в обед подтягивают двоечников, а уложив своих детей, ночами проверяют тетради. При этом им категорически не рекомендуется болеть и на кого-либо
обижаться.