Мэр Москвы Сергей Собянин сделал важное заявление: на 2025-й год запланировано начало строительства Центрального транспортного узла, который протянется от столицы до 10 городов, в том числе до Твери, Ржева и Калязина.
И это наряду с высокоскоростной магистралью, о которой постоянно появляется новая информация! Москва станет пригородом Тверской области?
«Ворота» для ВСМ
На строительство магистрали, призванной сократить время в пути между Санкт-Петербургом и Москвой до 2 часов 15 минут, на будущий год выделяют порядка 300 млрд рублей. В целом реализация задумки оценивается в 1,8 триллиона.
«Рассчитываю, что все планы, связанные с воплощением в жизнь идеи создания первой высокоскоростной магистрали в России, будут реализованы», – заявил премьер-министр страны Михаил Мишустин.
Жителей Твери и области, впрочем, больше интересуют детали. Во-первых, высокоскоростные поезда будут прибывать в Москву на Рижский вокзал (либо на новый вокзал, построенный рядом с ним), а не на Ленинградский, как привыкли тверичане. Во-вторых, власти до сих пор не определились, где именно сделают станцию Новая Тверь. По концепции, представленной на данный момент, она будет находиться в получасе езды на машине из центра Твери – неподалёку от деревни Курово Калининского округа. Согласитесь, добираться до неё будет совсем не так удобно, как до тверского железнодорожного вокзала.
В-третьих, после запуска магистрали «Сапсаны» собираются перевести на пригородные тверское и новгородское направления. С какой скоростью и за какую цену они станут возить пассажиров, пока не ясно. Тем временем прогнозируемая стоимость проезда по ВСМ между двумя столицами уже выросла до 10 000 рублей. Именно такую цифру озвучил в сентябре вице-премьер России Виталий Савельев. Дороговато!
Дешевле «Ласточки»
На выручку людям, чьи материальные возможности ограничены, спешит «наземное метро». Именно так называют новый проект – Центральный транспортный узел, или сеть Московских центральных диаметров (МЦД), протянутых до других городов (см. план по развитию ЦТУ).
Здесь как раз с ценами всё в порядке. Текущий прогноз – 550 рублей: дешевле, чем любимый тверичанами электропоезд «Ласточка». «На первом этапе развития ЦТУ интервал движения сократится до 60 минут, на втором – до 30 минут», – сообщил на днях заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов. Это значит, что пригородные поезда между Тверью и Москвой станут ходить в часы пик с интервалом 20–30 минут. Полностью реализовать проект планируют к 2030 году. Для ВСМ сроки запуска разнятся: разные источники называют даты с 2028 по 2030 год.
В общем, всё делается для тех, кто не боится мобильности. То есть для молодых. А как они сами относятся к транспортным новшествам? «ВСМ – это реально круто! Да, сначала это будет дорога для богатых, но постепенно по ней начнут ездить все. Главное, чтобы для тех, чьи дачи окажутся рядом с магистралью, было не очень шумно. Но для своих дедушки с бабушкой я километраж уже просчитал, должно быть нормально, – рассудил 20-летний тверичанин Артём Петров, обучающийся в Российской академии народного хозяйства и госслужбы в Москве. – Что касается «наземного метро», то, на мой взгляд, это просто другое название для тех же «Ласточек», которые станут чаще ходить из Твери в Москву. Тем, кто постоянно ездит на работу или учёбу из одного города в другой, это выгодно».
А для Ржева и Калязина – так и вообще революция. Сегодня прямые поезда между этими райцентрами и столицей ходят крайне редко.
Языком цифр
Сколько придётся платить на ВСМ за билеты «Тверь – Москва» и «Тверь – Санкт-Петербург», говорить рано. Если провести аналогию с «Сапсаном», мы увидим, что формула «рубли за километры» здесь не работает. Так, проезд из одной столицы в другую в эконом-классе скоростного поезда стоит в среднем 5000–7500 руб-лей, при этом от Твери до Москвы берут порядка 2000–3000 рублей, до Питера – 3900–4800 рублей.