В Роспотребнадзоре по Тверской области сообщили о навязывании «добровольного» страховки в Верхневолжье. Об этом сообщается на официальном сайте федерального органа.
На деле все происходит так: в ящики раскладывают информационные письма с офертой о страховании. После чего начинают каждый месяц добавлять соответствующую строку в квитанции.
И если потребитель не заметит и оплатит все услуги, указанные в квитанции, то считается, что гражданин согласился с условиями страхования и после оплаты соответствующего счета договор считается заключенным.
Данные действия нарушают пункт 2 статьи 16 закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», а именно о свободе договора.
Сбор платежей за добровольное страхование не входит в число услуг, оказываемых УК по договору управления многоквартирным домом и подлежащих оплате потребителями. Заключение договора страхования и оплата указанных услуг является правом собственников жилых помещений. Однако для этого должно быть принято соответствующее решение на общем собрании собственников жилых помещений многоквартирного дома.
Данной позиции придерживается и Верховный Суд Российской Федерации, который, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьями 153, 154 ЖК РФ, положениями закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в определении от 23 сентября 2020 года № 309-ЭС20-13251 по делу № А60-58964/2019 указал, что информация об оплате услуг добровольного страхования не входит в перечень сведений, подлежащих включению в платежный документ.
Указанная практика и нарушает принцип договора, связанный с самостоятельным выбором потребителем страховой компании.
Роспотребнадзор рекомендует потребителям более внимательно просматривать все услуги, указанные в платежном документе.