«Коммуналкой надо заниматься: не только поднимать тарифы для населения, но и вкладывать в отрасль государственные средства», – уверен эксперт комитета по устойчивой энергетике Европейской комиссии ООН, бывший замначальника департамента ЖКХ Тверской области Владимир Федулин.
В преддверии Дня работника жилищно-коммунального хозяйства, который отмечается 17 марта, эксперт рассказал, почему население платит, а качества услуг не видит.
Не до праздника
Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь»: Владимир Александрович, заслужили ли наши коммунальщики праздник?
Владимир Федулин: Коммуналка – одна из отраслей, с которой человек соприкасается каждый день, поэтому видит все её недостатки. Специалистам отрасли иногда приходится проявлять изобретательность, чтобы хоть немного улучшить жизнь граждан. Но это всегда неблагодарный труд. Поэтому люди, которые здесь работают, конечно, заслуживают внимания. Другое дело, что качество услуг с каждым годом вызывает всё больше нареканий. Проблемы копятся десятилетиями. Жилищно-коммунальное хозяйство бросили на произвол судьбы ещё в перестройку, когда страна начала переходить на рыночные отношения. Если цены на колбасу тогда подняли сразу, то тарифы долго не трогали. Никакой поддержки от государства не было. Работники месяцами не получали зарплату, не было материалов для ремонта сетей. Выжить отрасли позволил только запас, который заложили до этого.
– Тверь превратилась в город постоянных происшествий: летом затапливает дороги, зимой прорывает трубы, снег вывозят через пень колоду. Что происходит с областным центром?
– Коммунальным хозяйством надо заниматься, а не трубить о том, что всё сложно. У нас же чаще всего происходит наоборот. Да, зима выдалась снежной, но разве это оправдание? Так и скажите, что вывозить снег для города дорого. В Москве, кстати, придумали, как решить эту проблему. Там устанавливают снегоплавильные станции – специальные площадки, где растапливают снег. Почему бы нам не перенять этот опыт?
Годами не решается проблема с ливнёвками. В одних местах их нужно капитально перекладывать, в других – достаточно прочистить. Точечно меры принимают, но нужен комплексный подход: оценить состояние ливневых канализаций, их пропускную способность, построить новые системы. Чиновники не спешат на это выделять средства, и город время от времени захлёбывается водой. К тому же у тех, кто заведует деньгами на ЖКХ, всегда есть соблазн направить их в другие карманы. Знаете, как говорят: «Зима ещё не кончилась, а денег уже нет». Это очень хорошо характеризует нашу реальность.
– В своё время вы тоже отвечали за коммунальное хозяйство Тверской области. Разве тогда было лучше?
– Проблем хватало и в те годы, тоже случались серьёзные коммунальные аварии. Например, в конце 90-х взорвалась старая котельная в посёлке Озерки. Четыре тысячи человек в середине февраля на несколько недель остались без тепла. Та авария послужила толчком для создания программы по модернизации коммунального хозяйства. Мы проанализировали состояние всех котельных, водопроводов, теплотрасс, выявили слабые места. Специалисты разрабатывали такие решения, каких в стране ещё не было. За три года, что действовала программа, нам удалось построить 70 новых котельных, отремонтировать крыши 80 домов в Твери, починить десятки аварийных объектов. Потом проект потихоньку свернули. А зря: такие были перспективы! Только за счёт того, что тогда отремонтировали, регион прожил без серьёзных происшествий десять лет.
Миллионы в воздух
– Люди платят за коммуналку по несколько тысяч рублей в месяц, тарифы с каждым годом растут. Только качества не видно. Почему?
Здесь опять же надо оценить хозяйство, составить программу износа, просчитать вероятность возникновения аварии и запланировать работы по месяцам, полугодиям. Такая программа должна быть на компьютере у каждого руководителя, ответственного за отрасль. У него должен быть чёткий план действий, по которому он обязан организовать труд своих подчинённых. В условиях цифровизации управление ЖКХ можно сделать ещё эффективнее. Пора также готовить специалистов для работы именно в жилищно-коммунальном хозяйстве, а не только в смежных отраслях. В Тверской области нет ни одного учебного заведения, где бы растили такие кадры. Работники получают знания непосредственно на службе.
– Где же взять деньги на новые сети? В бюджете их нет, а бизнес вкладываться не хочет.
– За помощью регион может обратиться в государственную корпорацию «Фонд содействия реформированию ЖКХ», представить проект для участия в федеральной программе. Интересный выход в своё время нашли в Копенгагене. Мэрия взяла на себя кредит на строительство всех необходимых городских коммуникаций, сделала всё за год, а в счёт оплаты кредита внесла на двадцать лет надбавку в тариф. В итоге город получил новую систему теплоснабжения с автоматизированными котельными. Но для Тверской области всё же предпочтительнее вариант с федеральной программой.
– В обществе сложилось неоднозначное мнение о том, в чьих руках должны быть коммунальные предприятия – в частных или государственных. Как вы считаете?
– Когда говорят, что частники управляют лучше, чем государство, – это миф. Они стремятся лишь к получению прибыли. Главное, что нужно понять: ЖКХ – это система жизнеобеспечения, а не коммерческая организация. Этой отрасли нужен строгий и чёткий контроль. Я знаком с работой коммунальных предприятий в Германии. Они все муниципальные, в них прибыль ограничена на уровне 3%. Никакой наживы и коммерции! В Тверской области некоторые коммунальные предприятия были в частных руках. Их владельцы собирали с населения немалые деньги, закладывали в тариф инвестиционную составляющую на обновление хозяйства. Если честно, думаю, что люди у нас давно и сполна оплатили потенциальный ремонт сетей. Другое дело, что не все средства пошли на эти нужды. Но это уже вопрос для правоохранительных органов.
Кто в доме хозяин?
– Сложилась тенденция, что не управляющие компании, а собственники жилья в первую очередь отвечают за содержание своих домов. Кто же в доме хозяин? И зачем нам тогда коммунальщики?
– Это обычное желание коммунальщиков спихнуть с себя ответственность. Призывы объединяться в товарищества собственников жилья звучат уже много лет. В своё время государство, взяв курс на рыночную экономику, решило таким образом избавиться от обузы управления жилым фондом. Проще всего это сделать, переложив ответственность на собственников. Только не каждый житель может управлять домом. Для этого нужны знания. Да и неправильно это: за жилой фонд должно отвечать государство.