Примерное время чтения: 5 минут
2000

Жизнь после 50. Что будет, когда бензин в Твери снова подорожает?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АиФ Тверь 19/12/2018

За беспорядками во Франции, где жители протестуют против подорожания бензина, следит весь мир. Тем временем в России, несмотря на обещанную заморозку, с января цены на топливо вновь поползут вверх. Экономисты прогнозируют, что стоимость литра достигнет 50 рублей.

ФАС на вас!

Каждый раз, приезжая на заправку, не перестаёшь удивляться цифрам на табло. Бензин АИ-95 в среднем в Твери стоит 45 рублей, а на заправке «АЗС Astra», что на Соминке, на прошлой неделе его отдавали по 47 рублей 99 копеек за литр. Хотя ещё в марте он обходился примерно на пять рублей дешевле. В ноябре в цене резко подскочило дизельное топливо: в среднем от двух до пяти рублей. Списали на сезонность: мол, зимой производство дизеля обходится заводам дороже. Только кошельки водителей от таких скачков всё худеют. «Это кошмар!», «Тянемся за евро?», «Уже и соляра по цене 95-го!», «Куда больше?» – возмущаются в социальных сетях автомобилисты. Ещё бы: за год топливо в Тверской области дорожало уже несколько раз – и это не предел.

Нынешняя ситуация с бензином – тот самый случай, когда «жадность – не порок». Рынок диктует своё, и с нового года нас ждёт очередное подорожание. Хотя осенью правительство страны пообещало повлиять на нефтяников и придержать цены до конца марта 2019 года. Для каждого региона установили индикативный, то есть предельный, уровень оптовых цен. Заправкам сверх этого разрешили накидывать лишь 4%. За отклонениями следит Федеральная антимонопольная служба. Однако уже с января поставщикам разрешат увеличить цены с учётом роста НДС, но не выше 1,7%. С февраля и далее их можно будет поднимать не больше чем на прогнозируемый уровень инфляции, то есть на 4%.

«Прогнозируя цены на следующий год, мы закладываем примерно три рубля на инфляцию и ещё рубль на НДС. То есть в среднем цены вырастут на четыре рубля, а это уже почти 50 рублей за литр 95-го, – объяснил анонимно директор одной из тверских автозаправочных сетей. – Понятно, что для потребителя это прилично. Но для нашего бизнеса при нынешнем ценообразовании те 4%, которые закладываются на инфляцию, – лишь порог выживаемости. Нужно платить зарплаты, содержать станции, а для этого требуется примерно 10% надбавки. Летом уже закрылись небольшие заправки в районах. Сейчас ситуация может повториться. Либо, чтобы компенсировать убытки, заправки начнут экономить на качестве топлива – будут его недоливать или разбавлять».

По мнению президента Независимого топливного союза России Павла Баженова, одна из причин бензинового кризиса – монополизация нефтепереработки и оптовых поставок. Цены на топливном рынке диктуют крупные организации из так называемой группы ВИНК (вертикально-интегрированные нефтяные компании). Именно у таких предприятий закупают сырьё маленькие независимые сети. Кто первым начал раскачивать рынок, уже не разберёшься. Небольшие автозаправки объясняют резкое подорожание задранными оптовыми ценами от монополистов. Те, в свою очередь, кивают на растущие акцизы и налоги, которыми обложили сырьевой сектор. Как бы там ни было, сейчас компаниям-производителям выгоднее продавать нефть на экспорт. Конечно, там же валюта! Из-за этого на внутреннем рынке возник дефицит топлива, а вместе с ним и рост цен. Только расплачивается за такие игры потребитель.

«Когда дорожает топливо, за ним тянется всё остальное, ведь в стоимости любого товара заложены расходы на его транспортировку. Для меня лично то, что сейчас происходит, на грани фола, – говорит тверской предприниматель Максим Соколов. – Моя компания оказывает транспортные услуги, в том числе перевозит грузы. Каждый рейс оценивается по определённой ставке, в которую входят расходы на горючее. Когда солярка резко поднялась в цене, а стоимость услуги по договору осталась прежней, компенсировать убытки пришлось за свой счёт. Это немалые деньги! Сейчас перевозчики поднимают ставки с учётом грядущего роста цен и НДС. Это приведёт к очередному подорожанию транспортных услуг, а значит, и всех товаров».

Что дальше?

«Заморозка» цен действует до марта 2019 года. Что будет дальше, никто не знает. Либо государство найдёт новые рычаги воздействия на нефтянку, либо пустит цены в свободное плавание. И уж тогда рынок наверняка отыграет своё.

Кстати
Порядка 60% в цене бензина – акцизы на топливо, налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых и прочие сборы.
«Конечно, можно снизить акцизы на топливо, чтобы нефтяной сектор работал в первую очередь на родную страну, а не на экспорт. Но это даст разовый результат и не решит проблемы, – считает директор института экономики и управления Тверского госуниверситета Давид Мамагулашвили. – Нужно вкладываться в новые технологии, которые увеличат выход готовой продукции. На Западе с тонны нефти получают до 700 литров бензина, у нас – 400. Но главное – развивать другие отрасли, чтобы слезть с нефтяной иглы. Нынешний кризис показал, насколько российская экономика уязвима, потому что зависит от сырьевого дохода».

Пока же жителям Тверской области придётся запастись терпением и деньгами. Увы, прогноз на 2019 год неутешительный: цены будут расти.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах