Примерное время чтения: 5 минут
621

Житель Тверской области сообщил уникальную историю создания машины в СССР

ДРОМ / Скриншот
Тверь, 8 октября - АиФ-Тверь.

Житель Тверской области, автомеханик Голубков Анатолий, опираясь на издание «ДРОМ», рассказал редакции «АиФ в Твери» уникальную историю создания машины в СССР на примере вездехода «ГАЗ-62».  

Инициатива создать однотонный грузовик типа «4х4», отмечает Голубков Анатолий, появилась у Военного министерства СССР после анализа транспортных средств, стоящих на вооружении у США, Канады и Великобритании. Специалисты тогда отметили, что особое место у иностранцев занимают полноприводные автомобили грузоподъемностью в одну тонну. Такие транспортные средства были многозадачными, могли использоваться как в качестве грузовой машины для артиллерии, так и быть санитарным или штабным автомобилем.

Согласно документам, «ГАЗ-62» впервые упоминается в документах в 1951 году, после утверждения Советом Министров СССР плана, связанного с разработкой военной техники.

«К слову, в тематическом плане Военного министерства СССР «однотонный грузовой автомобиль повышенной проходимости 4х4» идет как важная «Тема № 1». Разработку автомобиля поручают Горьковскому автозаводу. В 1952 году технический проект был одобрен советом при главном конструкторе «ГАЗа», а затем в министерстве», - поясняет Голубков, показывая сканы.

Что хотели получить военные от нового транспорта? Мужчина рассуждает, что, во-первых, возможность буксировки батальонной противотанковой пушки с боевым расчетом и боекомплектом в кузове. Во-вторых, возможность перевозить стрелково-минометное вооружение с боевым расчетом и боекомплектом. В-третьих, транспортировку различных средств связи, а также раненых и больных на носилках и сидя. В-четвертых, базу под монтаж радио-, электростанции и других установок. В-пятых, возможность преодолевать бездорожье. В-шестых, возможность десантирования по воздуху воздушно-десантных войск. То есть «ГАЗ-62» должен был быть справляться при полной нагрузке кузова и с прицепом (масса 1200 кг) с транспортировкой, осуществляемой по плохим дорогам и тяжелому бездорожью.

Износостойкость деталей основных агрегатов и механизмов должна обеспечить пробег автомобиля 75 000 км по дорогам разных классов до первого капитального ремонта. Каждый агрегат в отдельности должен легко сниматься с автомобиля и устанавливаться на месте с минимальной затратой времени при ремонте автомобилей в полевых условиях. «ГАЗ-62» должен был иметь надежные и прочные передний и задний бамперы, устройство для отбора мощности до 30–35% от мощности двигателя, быть оборудован лебедкой для самовытаскивания с тяговым усилием до 2000–2200 кг и длиной троса не менее 50 метров. Кроме того, для облегчения пуска двигателя при низких температурах конструкторы должны были предусмотреть подогрев воды и масла, который бы позволял завести мотор при температуре - 50 градусов за 15 минут.

«Компоновочные и расчетные данные позволяют дать двигателю хорошую оценку. Обращает на себя внимание сохранение высоты, ширины и увеличение длины двигателя на 40 мм по сравнению с двигателем М-20, а также увеличение веса всего на 25 кг при увеличении литража до 2,5 л. Бесспорно, замечает Голубков, положительными элементами конструкции являются цепной привод газораспределения, мокрые гильзы, расположение редукционного клапана в конце масляной магистрали, увеличенная размерность шеек коленчатого вала», - отзыв главного конструктора МЗМА Александра Федоровича Андронова.

Обкатка образцов производилась в 1954 году. Доработки требовали герметичные тормоза. В 1955 году на передние колеса установили одинарные сальники «в обратном направлении»., а на ступицы задних - двойные сальники.

Например, при проведении одного из итоговых тестов автомобиль гоняли по броду глубиной до полуметра длиной 12 метров, пока пробег не превысил 2500 км. Каждые 12 часов в ступицы закладывалась новая смазка, а старую отдавали в физико-химическую лабораторию.

Оказалось, что тогдашние одинарные сальники, даже установленные «от проникновения воды», работают плохо, поэтому при сохранении их конструкции испытатели рекомендовали ставить двойные сальники.

Согласно «Отчету по устранению конструктивных недостатков» от декабря 1955 года, у машин изменились: «привод выключения сцепления и приводы управления ножными тормозами», «педаль привода управления заслонкой смеси карбюратора», карданные валы, рама, буксирный прибор и его крепление, подвеска, ступицы колес. Кроме того, «значительно повышена надежность работы раздаточной коробки, переднего и заднего ведущего мостов», а также увеличена размерность шин.

С декабря 1955 года по апрель 1956-го машины под нагрузкой в 1000 кг накатали по 6000 км «по заснеженным пригородным шоссе и в черте города», но без прицепов.

В итоге перенос сальников в чулках шарниров и полуосей обеспечил возможность удобной замены сальников при ремонте, применение шин И-167 размером 10.00-16 с сильно развитыми грунтозацепами типа «елочка» вместо шин И-72 размера 9.00-16 уменьшило удельное давление на дорогу на 45% и существенно повысило проходимость автомобиля по снегу, песку и грязи.

И проект «ГАЗ-62» получил заветную запись: «рекомендации комиссии по междуведомственным испытаниям выполнены».

«Но! Военные в итоге потребовали его изменить: бескапотный «ГАЗ-62», первый образец которого изготовили в 1958 году, отличался от капотника меньшей на 150 мм колесной базой, увеличенной на 60 мм колеей, увеличенной платформой, а вот грузоподъемность осталась прежней — 1,1 тонны», - заключил Голубков, увлекающийся историей автопрома.

   

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах