Тверскую область включили в состав новой федеральной автотрассы Р-132 «Золотое кольцо». Кроме того, через города Верхневолжья теперь проходит туристический маршрут с одноимённым названием. Корреспондент «АиФ в Твери» выяснял, что это даст региону и его жителям.
Царский подарок
Раньше автотрасса «Золотое кольцо» проходила по маршруту «Калуга – Тула – Михайлов – Рязань». Теперь её охват значительно увеличили, и отныне большое кольцо вокруг Москвы выглядит по-другому: Ярославль – Кострома – Иваново – Владимир – Гусь-Хрустальный – Рязань – Михайлов – Тула – Калуга – Вязьма – Ржев – Тверь – Углич – Ярославль. Новую трассу сформировали из артерий, переданных регионами в собственность федерации. Вошли туда и наши дороги: Калязин – Кашин – Горицы – Кушалино, Тверь – Ржев, Сычёвка – Зубцов – Крупново и другие.
После того как ныне пустующий участок между Ярославлем и Тверью заасфальтируют, трасса Р-132 станет полноценным кольцом протяжённостью 1515 километров. Повышение её статуса до федерального автоматически означает, что дорогу подтянут к более высоким стандартам: здесь модернизируют наружное освещение, кемпинги и заправки. В перспективе трассу, возможно, сделают скоростной. Сроки окончания работ пока не называют. Сейчас операторы трассы (в каждом регионе он свой) латают самые ветхие участки и устанавливают новые дорожные знаки.
Почти синхронно с расширением автодороги власти «перезагрузили» старейший туристический супермаршрут с аналогичным названием «Золотое кольцо России». Создали его более полувека назад для иностранцев, чтобы знакомить их с русской культурой, традициями и реалиями. И он действительно стал самым известным в мире турмаршрутом нашей страны. Охотно по нему путешествуют и россияне. Для Твери всегда было проблемой то, что она не входила в знаменитое кольцо. И вот в июне этого года на Санкт-Петербургском экономическом форуме Ростуризм подписал с губернаторами девяти регионов соглашение о создании на базе раскрученного маршрута нового проекта «Большое Золотое кольцо России».
В проект вошли регионы, окружающие столицу, в том числе и Тверская область. Перечень городов-участников может расти, но все кандидаты обязаны выполнить ряд условий. Здесь должны сохраниться памятники русского культового зодчества, обязательны достопримечательности, а также развитая сеть гостиниц, ресторанов, прогулочных зон и прочей инфраструктуры.
Оба новых кольца – автодорога и турмаршрут – во многом совпадают друг с другом, но отличия всё-таки есть. Так, Ржев вместе с расположенным рядом с ним Зубцовом вошли в трассу Р-132, но не попали в супермаршрут для путешественников. Впрочем, это не означает, что ржевские военные мемориалы останутся вне интересов туристов. Наоборот, ожидается, что «два кольца» подстегнут интерес и к ним.
Яга из Калязина
До совершенства и трассе, и обновлённому маршруту ещё далеко, тем не менее лучшего подарка региону трудно придумать. Больше всего повезло тому «кусту», где находятся Калязин и Кашин: именно там через Верхневолжье проходит супермаршрут.
Сейчас речь идёт о создании, по крайней мере, трёх межрегиональных маршрутов с участием Тверской области, которые будут завязаны на «Золотое кольцо». Во-первых, это «Золотое кольцо. Верхняя Волга», совместный с Ярославской областью. Соглашение о нём уже подписали руководитель Ростуризма Зарина Догузова и губернатор Игорь Руденя. Во-вторых, это трёхдневный маршрут «Тверь – Кимры – Дубна», совместный с Московской областью. В Дубне туристы осмотрят Наукоград, поучаствуют в мастер-классе по изготовлению молекулярного мороженого и посетят Музей крылатых ракет; в Кимрах им покажут программу «Секреты алхимии народов мира», центр имени Туполева и краеведческий музей; в Твери – музей фотографии «Искра» и местные достопримечательности.
И, наконец, министерства туризма Тверской и Ярославской областей разрабатывают маршрут «Тверь – Кашин – Калязин – Углич – Ярославль». В январе этого года его уже протестировали участники автопробега караванеров (люди, путешествующие в передвижных домах и фургонах). Сочетания могут быть разные. Например, тверичане могли бы побывать в деревне Мартыново Ярославской области, где находится Музей кацкарей и живёт субэтническая группа русских со своеобразным говором. Но это лишь один из многих вариантов.
В общем, главная задача региона – не упустить свой шанс. Вложиться, привести в порядок памятники, построить на трассе всё, что может понадобиться путешественникам, дотянуть дороги от кольца до интересных туристу мест. «Наша территория отличается большим разнообразием туристических продуктов. Здесь есть что показать и детям, и взрослым, и семьям, и паломникам – как коллективным группам, так и индивидуальным путешественникам, – пояснила генеральный директор одной из калязинских туркомпаний Елена Михасик. – Я посоветовала бы приезжать сюда на выходные, остановиться в городе или в одном из глэмпингов (разновидность кемпинга, объединяющая в себе комфорт гостиничного номера с возможностью отдыха на природе – прим. ред.), посмотреть достопримечательности, совершить водные прогулки, побывать на Монастырском острове, где сейчас идёт возрождение монастыря, увидеть, как реставрируют колокольню Никольского собора. И сделать радиальные выезды в соседние города».
Впрочем, это ещё не всё. В Калязине есть байкерский центр «Волчье логово». Программа посещения включает в себя экскурсии по Музею ретромотоциклов, знакомство с бытом байкеров и катание на стальных конях. В городе также есть музей «Волгари», рассказывающий об истории Калязина до затопления, а в районе известны улиточная ферма и усадьба Бабы Яги, куда приезжают и дошкольники, и глубокие пенсионеры. Под Кашином, в деревне Матино, находится культурный центр «Жар-птица», где воссоздана старинная атмосфера. Здесь проходят концерты и мастер-классы, есть Музей казачьей славы, Кукольный балаган. Всё это потенциальные точки для включения в «Золотое кольцо». Главное, повторим, – не упустить открывшиеся возможности.
Денис КУЗНЕЦОВ
Мнение эксперта
Лучший гид Тверской области 2019–2021 годов Любовь Репина:
– Хорошие дороги – это всегда здорово. Туризм у нас упирается только в них. Поэтому новшества, связанные с созданием трассы Р132, значительно оживят отрасль и повысят посещаемость таких незаслуженно забытых городов, как Кашин. Он очень интересен и в плане биографии, и в плане архитектуры, но выпадает из поля зрения, изза того что находится в стороне от трасс с хорошим покрытием. Калязину в этом смысле повезло больше: он расположен на развилке, и путешественники заезжают туда посмотреть на знаменитую затопленную колокольню.
Включение нашего региона в «Золотое кольцо России» позволит также поддержать русскую деревню и сделать популярными межрегиональные туристические маршруты, которые сейчас разрабатываются властями. Глядишь, мы ещё и с Вологодской областью подружимся, если продлим их туда тоже.
Мнение власти
Глава Калязинского района Константин Ильин:
– В Калязине сохранилось не так много памятников, ведь при строительстве Угличской ГЭС две трети города ушли под воду. Но он узнаваем благодаря колокольне Никольского собора, которая стала символом непотопляемости России. Сейчас её реставрируют, набережную благоустраивают. У нас в планах немало проектов для привлечения туристов «Золотого кольца». Например, превращение старой части города в туристский квартал «Калязинская слобода». Старинные купеческие особняки там освободят, капитально отремонтируют и предоставят под музеи, ремесленные мастерские, выставочные центры. Жильцов предполагается отселить, построив для них новое жильё. Работы оцениваются в несколько миллиардов рублей, реализовать их предполагается по новому нацпроекту по развитию туризма. Но, безусловно, скорость развития отрасли будет зависеть от состояния новой федеральной автодороги.
Кстати
С 2019 года в четырёх регионах России строят большой туристический маршрут «Государева дорога» протяжённостью 777 километров. Он включает в себя более ста музеев и памятников, исторические города и шедевры архитектуры. В Тверской области маршрут пролегает через Завидово, Тверь, Торжок и Вышний Волочёк.