По оценке ресторанных критиков, хорошим стимулом развития ресторанного бизнеса в России стал растущий внутренний туризм. Путешествуя по стране, люди интересуются её культурой, в том числе гастрономической.
Концентрация кафе и ресторанов выше всего в двух российских столицах, и причиной тому не только высокие доходы населения, но и огромный приток гостей. Так, на Санкт-Петербург и Ленобласть приходится 9,4% российского оборота отрасли. В структуре петербуржского общепита около половины занимают рестораны полного обслуживания – туристы предпочитают заведения, передающие дух этого особенного города. Например, в ресторане «Калиостро», открывшемся в историческом здании, где когда-то проживал гениальный мистификатор, обстановка загадочности достигнута с помощью необычных интерьеров и концептуального меню.
В ресторанном бизнесе очень важно уделять особое внимание созданию уникальной атмосферы и запоминающихся впечатлений для гостей, ведь постоянные клиенты и их положительные отзывы – это ключ к успеху для любого проекта. В старинных городах Центральной России, пронизанных духом истории, чрезвычайно востребованы заведения с хорошей национальной кухней. К сожалению, таких ресторанов пока недостаточно, но интересные проекты все же появляются.
Например, в клубном посёлке Екатериновка Тверской области, готовится к открытию ресторан-музей «Стрельна». Здание представляет собой точную копию Путевого дворца Петра I: белоснежные колонны, рустованные углы, высокие мелкоостеклённые окна, из которых открывается вид на реку Волгу. Тщательно воссозданы и интерьеры петровских времен: золочёная лепнина, резная мебель, антикварные предметы быта и сложенный по старинным чертежам изразцовый камин. Атмосферу музея создают высокохудожественные реплики известных картин.
Авторов проекта увлекла идея создать уникальное пространство, где можно в буквальном смысле совершить путешествие в прошлое – оказаться в историческом интерьере и даже «попробовать историю на вкус».
«Впервые за свою многолетнюю работу я столкнулся с таким необычным подходом. Есть примеры, хотя и немногочисленные, когда предприниматели реставрируют памятники культуры. А застройщик посёлка Екатериновка воссоздал исторический объект, имеющий огромную историко-культурную ценность для нашей страны. На мой взгляд, это может положить начало новому направлению развития ресторанного бизнеса в России», — отметил скульптор, академик Российской академии художеств Николай Иванов.
Подобные дорогостоящие проекты не могут быть массовыми, но они положительно повлияют на туристическую и инвестиционную привлекательность региона.