В ГИБДД сообщили о том, запретят ли водителям использовать «докатку» на автомобилях в свете ужесточения правил безопасности и контроля за техническим состоянием автомобиля.
Из-за ужесточения контроля технического состояния транспортного средства, которое постепенно будет вводится в конце 2021 года начале 2022 года пристальное внимание стало уделяться комплектации автомобиля.
Инспекторы ГИБДД могут и сейчас останавливать машины, которые явно имеют технические неисправности, выписать штраф или предписание по устранению несоответствий под угрозой снятия автомобиля с регистрации.
За что придется раскошелиться? Нештатные фаркопы, самодельные музыкальные системы и даже за внешние аэродинамические элементы. А вот оштрафуют ли за «докатку» или запаску с другим протектором?
Об оснащении автомобиля можно прочитать не только в ПДД, но и в соответствующих ГОСТах. Инспекторы отметили, что особое внимание будет уделяться шинам. Водителя знают, что установка шин разной модели на одну ось запрещена.
«Тем самым нельзя покупать одно колесо взамен пробитого и устанавливать его совместно со старыми колесами. Этому есть свое обоснование. Шины с разной резиной, а также с несовпадающим рисунком протектора не могут обеспечить равное замедление при торможении, отчего есть риск возникновения разворачивающего момента на кузове автомобиля. Подобное требование относится и к запасным колесам», - отмечают в УГИБДД.
Если точно следовать формулировкам закона, то необходимо иметь запасное колесо для летней и для зимней резины. Также требуется менять «запаску» при покупке нового комплекта покрышек, даже если она почти не использовалась.
Но как происходит на самом деле? Водители часто просто возят старую «запаску». Что касается «докатки» или неразмерного колеса, имеющего более высокий профиль, чем у других, штатных, колес, то оно опасно тем, что не выдерживает сильных боковых перегрузок. У него обычно не совпадает ни диаметр, ни протектор с другими колесами.
««Докатка» опасна не только тем, что негативно отражается на управляемости транспортного средства, но и тем, что увеличивает тормозной путь. Из-за разности во вращении колес плохо работают системы АБС и ESP, которые выдают неправильные данные в блок управления. Возникают ошибки, электроника распускает тормоза при малейшем проскальзывании узкой «докатки» на асфальте, из-за чего снижается интенсивность замедления. В итоге на каждой «докатке» имеется надпись «Тemporary use only» (только для временного использования, - прим. ред.), а максимальная скорость ограничена 80 км/ч. Но в реальности лучше не разгоняться быстрее 70 км/ч, потому как при резком торможении есть риск увода машины в сторону. Кроме того, «докатки» вызывают неравномерный износ штатных колес и провоцируют повышенные нагрузки на дифференциал», - пояснили в автосервисе.
Поэтому в инструкциях по эксплуатации производители предупреждают о том, чтобы водители не ставили «докатку» на ведущую ось. Согласно действующему законодательству, их вообще запрещено устанавливать. Наказание по части первой статьи 12.5 КоАП РФ - штраф 500 рублей или предупреждение.
«Но у водителя есть шанс избежать этого наказания, если он объяснит инспекторам ситуацию и расскажет, что в пути произошло непредвиденное повреждение колеса и пришлось временно использовать имеющуюся летнюю «запаску». Следовать на ней можно не домой или в гараж, а исключительно к месту ремонта», - прокомментировали ситуацию в шиномонтаже.
Рассматривается вариант ужесточения наказания за «докатки» после того, как вступят в силу новые требования к прохождению ТО.