Тверская художница Елена Костромина рассказала, как исцелилась иконописью. Об этом сообщает информационный портал «ТИА».
Елена Костромина, которая является автором популярной советской игрушки «три поросенка», расписывает иконы для храмов по всей России.
Именно иконопись помогла ей найти силы, чтобы пережить личную драму и найти новые смыслы в жизни.
Родом Костромина из Архангельска, в Тверскую Область она приехала в 1982 году, когда ей было 19 лет, по распределению. В Калинине её взяли на работу на производственное объединение, которое сейчас является «Тверскими сувенирами». Именно там она изготовила свой первый признанный шедевр – «три поросенка».
В 90-х она с сыном прошли обряд крещения, но, как признается Елена, тогда это было, скорее, дань моде, а не личное желание. Четыре года спустя у неё погибла дочь, потом умер муж. И женщина осталась с двумя детьми на руках.
Один из священников, учувствовавший в отпевании посоветовал Костроминой обратиться к Андрею Запрудному в иконописную школу при Свято-Екатерининском монастыре.
«Знаете, людям, переживающим трагедию, тяжело видеть счастье. В это время хочется удалиться от мира и тихо переболеть. В этом мне очень помогла артель», - вспоминает художница.
В артель могли обратиться все, в том числе те, кто не имел художественного образования. Так как опыт у Елены был, то ей сразу доверили писать лики. Художница отмечает, что именно тогда с ней произошло воцерковление.
Первой крупной работой Костроминой была роспись храма в Покровском-Стрешневе.
«Я думаю, что для иконописи важно не художественное образование, а духовное состояние человека. Иконы получается писать у глубоко верующего человека», - отмечает женщина.
В 2000-ом году Запрудный отправился на работу, но по дороге пропал. О том, где он может находиться, и что тогда произошло неизвестно до сих пор. У него остались супруга и трое детей. Артель через год закрылась.
Костромина продолжает расписывать иконы. Ее работы можно увидеть в тверских, московских, ярославских, брянских церквях, и даже в монастырях на Святой Горе Афон. Художник преподает в Тверском полиграфическом колледже, в том числе, основы иконописи, и с 2007 года является членом Союза художников России.
Художница признается, что процесс написания икон практически не претерпел изменений с XVI века. Даже краску продолжают готовить на основе яичного желтка. За образец Елена берет стиль, в котором писали Андрей Рублев и Дионисий.
«В самую последнюю очередь пишутся лики, кисти рук, открытые части ног. Готовую икону покрывают олифой для закрепления красочного слоя», - поясняет Костромина.
У каждого мастера есть принципы работы, например, Елена не берет денег с маленьких церквей и за иконы, которые пишутся для паломничества.
«Мой труд – это оказанная мне же честь», - говорит она.
Самая необычная работа Костроминой – это икона Матроны Московской, где святая изображена с открытыми глазами, которая писалась для храма Косьмы и Демьяна в Химках. Настоятель сам попросил написать Матрону с открытыми глазами, «потому что в царстве Божьем все зрячие».