Примерное время чтения: 10 минут
4706

Солдат, парящий над землёй. Ржевский мемориал будет достигать 30 м в высоту

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ в Твери 30/05/2018
Андрей Коробцов / Из личного архива

«Хотелось показать солдата, смотрящего сквозь десятилетия в современный мир и будто вопрошающего: «Наш ли Ржев?» - признаётся один из авторов грандиозного проекта мемориала Неизвестному солдату Андрей Коробцов.

В этом году близ деревни Хорошево Ржевского района на месте будущего монумента заложат камень, а к маю 2020-го мы увидим памятник во всём его величии.

Андрей Коробцов из плеяды молодых и востребованных скульпторов-реалистов. Его произведения можно увидеть в Москве, Туле, Грозном, греческих Солониках и других городах. Еженедельнику «АиФ в Твери» скульптор рассказал о национальных героях и любимой музе.

Фото: Из личного архива/ Андрей Коробцов

Превратились в журавлей

- Андрей, фотографии будущего ржевского мемориала впечатляют! Тяжело далась работа?

- Ещё как! Работали мы вдвоём. У меня давно сложился творческий тандем с архитектором Константином Фоминым. Скульптору без архитектора сложно рассчитать пропорции объекта, «вписать» его в местность. В прошлом году мы увидели информацию о конкурсе на лучший проект мемориала для Ржева и решили поучаствовать. Сначала подготовили эскиз будущего памятника в виде солдата, который поднимает знамя. Получилось слишком помпезно, триумфально. Но Ржевская битва - это большая трагедия, в которой полегло огромное количество людей. Здесь должны быть и скорбь, и боль, и память. Ни одна работа конкурсантов в первом туре не отразила сути сражения. Жюри попросило нас добавить души. Мы с Константином проанализировали все работы, пытаясь выяснить, что не так. Перепробовали множество вариантов.

Архитектор, насколько я знаю, вдохновлялся фильмами «Баллада о солдате» и «Летят журавли». Для меня по-новому открылось стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом», где повествование идёт от имени павшего бойца. Это произведение очень точно отражает суть войны: вот был солдат - и уже его нет. Всего себя отдал! Хотелось сделать так, чтобы памятник передавал эту глубину, это настроение. Показать не просто бойца, а его дух и душу. Но как это воплотить? В конце концов родился образ солдата, парящего над землёй на крыльях журавлей. С советских времён эти птицы - символ павших воинов. Сложной оказалась работа над лицом героя. Хотелось придать ему простые и красивые русские черты. Скульптура должна стать собирательным образом обычного рядового, таких подо Ржевом погибли сотни тысяч. В состав мемориала также войдёт и музейный комплекс.

- Памятник будет ниже, чем известная статуя «Родина-мать». Однако масштаба ему не занимать: ожидается, что солдата будет видно с трассы М-9 «Балтия». Реально ли одному осилить столь крупный монумент? 

- Проект ещё дорабатывается. Ориентировочно его высота - 20-30 метров, но всё ещё может измениться. Мемориал планируют установить к 75-летию Победы, уже через два года. В одиночку такую работу за это время, конечно, не осилить. Буду набирать команду помощников. Хоть я и автор проекта, но взгляд со стороны и несколько талантливых рук лишними не будут. Нам предстоит большой и ответственный труд.

Фото: Из личного архива/ Андрей Коробцов

В одном полку

- Ржевская битва - одна из самых кровопролитных в истории. Что лично вас больше всего поразило в этом сражении?

- Я много читал о войне. Но именно в Ржевской битве, как мне кажется, была некая безысходность. В других сражениях солдат шёл вперёд и видел плоды своей отваги: отвоёванные деревни, города, спасённых жителей. Здесь же бойцы то шли в атаку, то отбивались от врага и сидели в окопах. И так целый год. Долгое время они не видели результатов своего мужества, а это очень тяжело психологически. Эта битва - одна из самых ужасных, но крайне важных. Будущий мемориал - памятник жертвенности солдат, которые отстояли Ржевский выступ и не дали врагу подойти к Москве.

- Как лучше донести до современного поколения память о войне?

- Мне нравится тенденция последних лет, когда многие стали рассказывать о героях своей семьи. Гораздо большим, чем просто шествие в День Победы, стал «Бессмертный полк». В нём - наша общая боль, память и гордость. Благодаря этой акции к истории семьи и страны приобщаются дети. Они идут вместе со взрослыми, задают родителям вопросы о Великой Отечественной войне и её участниках. Фронтовики уходят, а вместе с ними - целая эпоха. Пройти по улицам, пронести портрет своих отважных родных - значит, отдать им дань памяти. Я сам шёл в «Бессмертном полку». Это непередаваемые эмоции. Несмотря на то, что отношусь к тому поколению, у кого даже дедушки не воевали. Но на фронт от нашей семьи ушли два брата дедушки по маминой линии. Один из них не вернулся. Второй прошёл всю войну, однако его воспоминания почти не сохранились. Несколько лет назад я начал составлять свою родословную. До меня этого в семье никто не делал, поэтому информации пока мало. 

Фото: Из личного архива/ Андрей Коробцов

Уроки Глазунова

- Современное искусство многие не принимают. А как вы подходите к выбору проектов: за какие работы берётесь, а что для вас табу? 

- Я учился в академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, где стены буквально пропитаны патриотизмом. Поэтому для меня на первом месте находятся темы, прославляющие Россию. Стремлюсь разгадать, понять, в какой момент человек решается на героический поступок, готов отдать жизнь. В этом есть что-то необъяснимое. Именно о таких людях хочется рассказывать. Моей дипломной работой стала скульптура Евгения Родионова. Этот парень - символ мужества и чести. Во время Первой чеченской кампании вместе с сослуживцами он попал в плен. Спустя сто дней жестоких пыток за отказ снять нательный крест и перейти в чужую веру Евгения Родионова обезглавили. Это случилось в его день рождения - 23 мая 1996 года. Юноше исполнилось 19 лет... А для Калуги удалось создать памятник Ивану III. Этот царь объединил русские земли вокруг Москвы, покончил с ордынским игом, учредил герб России, но его имя незаслуженно забыли.

Впрочем, у меня много и других работ - на тему балета, например. Здесь муза - моя супруга Евгения Образцова, прима-балерина Большого театра. Искусство должно быть красивым, поэтому я никогда не возьмусь за аморальные темы. Мой долг, как художника, - говорить о людях, которые трогают душу, о героях, известных и неизвестных. У России такая история, которую нужно не просто уважать, на неё надо опираться. Ещё в начале XX века Пётр Столыпин, которому тоже удалось установить памятник, сказал, что «народ, не знающий своей истории, есть навоз, на котором произрастают другие народы».

- Какой главный урок вам дал маэстро Илья Глазунов, в академии которого вы учились?

- Илья Сергеевич - живописец, поэтому лично он у меня не преподавал, но в академии часто проходили конференции с его участием. Глазунов рассказывал о своём творческом пути, пережитых гонениях, смысле искусства и родине. Он любил нашу страну и всегда повторял, что художник должен служить народу. Я благодарен судьбе, что общался с таким великим человеком. Когда возникают творческие муки, опускаются руки, а в голову лезут мысли, зачем и кому всё это нужно, есть два человека, думая о которых, я выхожу из кризиса. Это Евгений Родионов и Илья Глазунов. Увы, обоих нет в живых. 

Ждун? Только ради шутки! 

- Красоте Москвы и Санкт-Петербурга можно позавидовать. А как украшать провинциальные города, где столько скучного пространства? 

- Областные и районные центры нуждаются в современных парках. У нас очень много типовых скверов, спроектированных в советские годы. Их можно организовать интереснее. В Москве за это уже взялись. Думаю, столичный опыт со временем подхватят и другие. Памятники - тоже часть городского пространства. Хорошая скульптура, деликатно вписанная в местность, способна оживить её, придать новое звучание. Стоит лишь добавить чуть фантазии и красоты! 

- Как вы относитесь к скульптуре Ждуна, ставшей известным интернет-мемом? Казалось бы, особого художества нет, а популярность на весь мир!

- Когда я впервые увидел образ Ждуна, посмеялся. Хотя, честно говоря, не очень понял, для кого такая скульптура. Но ради шутки - почему бы и нет?! Однако, когда мы собираемся с друзьями-скульпторами, часто говорим, что искусство должно быть элитарным, красивым. Но оно также должно быть доступным для людей. Понятно и любимо народом, а народ - это мы с вами. 

Андрей Коробцов

Родился в 1987 г. в Казахстане. В 2011 году окончил факультет скульптуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Член Московского Союза художников. Автор памятников греческому легиону императора Николая I в Севастополе, фронтовой собаке на Поклонной горе в Москве, Петру Столыпину около Дома Правительства России и других. Женат, двое детей.

Факт

Статуя «Родина-мать зовёт» - часть композиции из трёх монументов. Ещё один памятник «Тыл - фронту» находится в Магнитогорске, а другой, «Воин-освободитель», - в Берлине. Их объединяет общий элемент - меч Победы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах