Примерное время чтения: 7 минут
201

Снимайте хронику! Кинонаследие Твери чуть не было утеряно и чудом сохранилось

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ в Твери 11/07/2023
Кадр из фильма

В 90-е годы Тверской госфильмофонд лишился всей своей кинохроники – иначе ему было не выжить. Сейчас пришло время собирать камни. «АиФ в Твери» поговорил с его директором Иваном Демидовым о том, чем живут тверские кинопрокатчики и в каком состоянии находится наше кинонаследие.

Сдали на серебро

 – Иван Владимирович, сколько кинофильмов в собрании Тверьгосфильмофонда?

– Сейчас у нас чуть более 16 тысяч художественных фильмов, львиная доля которых – наследие советской эпохи. Но не всеми фильмами мы можем распоряжаться по своему усмотрению. Например, чтобы устроить ретропоказ, нужно разрешение правообладателя. В коллекции есть примерно 350 фильмов, входящих в Золотой фонд отечественного кинематографа, и некоторые другие, которые уже перешли в статус национального достояния, – вот их имеем право крутить зрителям свободно. Мы переводим их в цифровой формат DVD, но и он уже устарел: плёнки нужно оцифровывать заново в современный формат высокого разрешения. Также у нас есть более 70 хроникально-документальных и публицистических фильмов для бесплатного показа.

Кстати, когда в 2002 году я принимал Тверьгосфильмофонд, в Верхневолжье было 1200 киноплощадок, то есть каждый Дом культуры имел свой кинопроектор. Сейчас намного меньше.

– Вы не упомянули кинохронику Тверской области. А ведь её снималось много…

– Это отдельная история. В советское время не все читали газеты или слушали радио, телевизоры тоже были не у каждого. Зато в кино ходили все от мала до велика. Перед началом сеанса зрителям часто показывали 15-минутные документальные фильмы либо киножурналы о том, что делается в других регионах страны, какие там есть достижения и проблемы, как живут люди. Многие с удовольствием их смотрели. Кинохроника в прямом смысле объединяла страну и её народ. Но после 1991 года жить Тверьгосфильмофонду стало не на что. Чтобы сохранить коллектив и большую часть художественного фонда, получить хоть какие-то деньги на выплату зарплат, ремонт и оплату услуг ЖКХ, мои предшественники вынужденно сдали на серебро чёрно-белую плёнку с кинохроникой. Тогда не все понимали, что сохранять-то нужно было в первую очень кинодокументальные ленты.

 Коллекция Бехтерева

 – То есть кинохроники вообще не осталось?

– Кое-что нам удалось-таки сохранить. А потом пришла неожиданная помощь. Позвонил кинооператор «Ленфильма» Александр Бехтерев, делавший документальные сюжеты из Калининской области и сохранивший у себя их копии. В связи с жизненными обстоятельствами он предложил передать их нам, и мы с благодарностью приняли этот бесценный подарок. Так что у нас есть документальный архив о Верхневолжье, которым мы можем свободно распоряжаться. Теперь уже ничего не пропадёт: коллекция полностью оцифрована, мы сделали резервную копию и передали её на хранение одному из известных тверских кинодокументалистов.

– Что же оказалось в коллекции Бехтерева?

– Назову только некоторые документальные ленты. 1967 год: «Новостройки Мигалово». 1968 год: «Завершение монтажа ГРЭС в Конаково», сюжеты из Старицы, Калинина, Кимр, Калязина. 1972 год: большой сюжет о льноводах Молоковского, Торжокского и Краснохолмского районов и льноводческой технике Бежецкого завода сельхозоборудования, «Калининский лён на ВДНХ». 1975 год: сюжет «Музей народного образования под Ржевом, посвящённый семье Роменских». 1982 год: «Открытие Восточного моста в Калинине», сюжет о Селижаровском заводе термосов. 1983 год: документальный фильм о городе Калинине, сюжет «Лыжники-туристы из США в Калинине». 1987 год: «Восстановление старого тверского трамвая». 1988 год: фильм о праздновании в Калинине второго Дня города. 1989 год: киноматериалы о первом фестивале актёров советского кино «Созвездие». 1990 год: съёмки города Калинина с самолёта.

Ностальгия по плёнке

– Для кого вы, как кинопрокатчики, закупаете сегодня фильмы и где их показываете?

– Наша аудитория – сельские жители. В деревнях ещё остались Дома культуры, в которых есть устаревшие цифровые проекторы. Их парк обновляется очень медленно – в основном на выигранные муниципалитетами гранты. По сути, мы сейчас поддерживаем сельскую культуру на плаву.

– Что же любит смотреть сельский зритель?

– Наш главный зритель там – детвора. Соответственно, показываем детские фильмы. В Год кино в России (2016 год – ред.) федеральные министерства культуры и образования составили список из 100 фильмов, рекомендованных к показу в школах и на детских сеансах в кинотеатрах. К сожалению, в средних школах эта программа почти не работает. Зато в Медновском детском доме-интернате киносеансы стали частью учебной программы.

Кино на плёнке уже практически исчезло из жизни, но всё чаще кинопрокатчиков просят привезти именно его. У нас, говорят заказчики, есть старая киноустановка: хотим вспомнить молодость, когда в зале тарахтел киноаппарат, а мы свистели, если обрывалась плёнка или вырубалось электричество. Ретропоказы входят в моду.

– Нужен ли кинопрокат сегодня, когда любой фильм можно посмотреть, не выходя из дома?

– Если в городах не останется кинотеатров, а в деревнях кинозалов, телевидение полностью задушит кинематограф, и люди просто перестанут воспринимать искусство как таковое. Вот вы ужинаете на диване, по телевизору идёт хорошее кино, ритмично перебиваемое рекламой. Можно ли в таких условиях погрузиться в сюжет? Конечно, нет. Это возможно только в кинотеатре, где кино объединяет людей эмоционально. Если телевизор вытеснит кинотеатры, не будет ни общества, ни народа.

Любители-спасители

– В нашем регионе много кинолюбителей, снимающих некоммерческое или документальное кино. Стало быть, не всё так плохо?

– Да! Этим направлением в киноиндустрии можно гордиться: мы входим в российскую десятку лучших. Низкий поклон за это заведующему сектором любительского кино Тверского Дома народного творчества Николаю Даниловичу Осипову. Раньше такое кино снимали в основном пожилые люди, а теперь много молодёжи. Снимают они чаще всего на смартфоны, снимают много, сами же монтируют на компьютерах, но у них не всегда хватает понимания, как это делать правильно, как сводить видео и звук, накладывать титры, подбирать музыку и вообще что такое кино как искусство. На мой взгляд, настало время преподавать основы киноискусства в школах. Тем более что многие учителя сами ведут кинохронику жизни школы, посёлка, района.

– Возвращаясь к теме сохранения тверской кинохроники: её много в личных архивах тверичан. А что если попросить их поделиться своим богатством с Госкинофондом?

– Это был бы интересный эксперимент. Одна из наших сегодняшних статей доходов – оцифровка кино- и видеоматериалов по заказам частных лиц и организаций. Поэтому мы хорошо знаем, сколь много бесценных кинодокументов есть в личных коллекциях. Спасибо за идею, «АиФ в Твери»: мы обязательно над этим подумаем. Если, конечно, нас не закроют. И кстати, кинолюбители могли бы серьёзно пополнить Тверьгосфильмофонд кинохроникой.

– А нужна ли сегодня «кинодокументалка» в принципе?

– Нужна обязательно: она даёт объективную картину настоящей жизни. А время всё расставит по своим местам. Я рекомендую тем, у которых есть тяга к киноделу: снимайте! Творите хронику! Ведите видеоблоги! Лично я жалею, что ни разу в жизни не вёл дневников.

– Заключительный вопрос: какое кино нужно снимать сегодня, в эпоху санкций?

– Наше кино. Сегодня его просто почти нет. Дети знают актёров Голливуда лучше, чем российских кинозвёзд. Своё мы упустили, поэтому теперь придётся заново и с самого начала пройти путь, который прошёл советский кинематограф, только в ускоренном темпе.

Досье
Иван Демидов. Родился 15 июля 1954 года в деревне Лаптиха Бежецкого района. Окончил Московский государственный институт культуры. Работал заместителем директора Тверского театра драмы, директором Тверского ТЮЗа, возглавлял отдел культуры горисполкома. С 2002 года – директор Тверьгосфильмофонда. Поэт, ведущий творческих вечеров, постоянный член жюри кинофестивалей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах