Северный обход Твери по трассе М-11 «Нева» и высокоскоростная железнодорожная магистраль – эти два проекта-долгожителя много лет будоражат умы людей. Как тех, кто часто ездит в Москву или Санкт-Петербург, так и тех, чьи дома расположены на месте обещанных новых путей. Так ждать ли большие стройки?
Бесшовное сообщение
Первый проект Северного обхода разработали почти десять лет назад. С тех пор его меняли, переносив дорогу подальше от жилых домов постепенно разрастающейся Твери, спорили о количестве развязок. Начать строительство обещали ещё в прошлом году, но не сложилось. Наконец, в марте этого года проект получил положительное заключение государственной экспертизы.
Согласно последнему утверждённому проекту, новый участок начнётся с 149-го км трассы «Нева», не доезжая посёлка Эммаусс при движении из Москвы, и завершится на 208-м км магистрали – в начале обхода Торжка близ Медновской развязки. Тем самым скоростное автодорожное сообщение между двумя столицами станет «бесшовным». Сейчас, подъезжая к столице Верхневолжья по М-11, водители сворачивают с неё на М-10, снижают скорость, стоят в пробках, а затем вновь возвращаются на «Неву».
Магистраль пройдёт по Калининскому району за рекой Тверцой, на значительном удалении от областного центра; обогнёт такие посёлки, как Савватьево, Аввакумово, Загородный, Дубровки, Заволжский и Мермерины, расположившись рядом, но не затронув их. Подробную интерактивную карту можно найти на портале «Яндекс Карты» по ссылке yandex.ru/maps/–/CCU4ICbM~D.
На отрезке скоростной дороги создадут 28 искусственных сооружений (изначально речь шла о 35). Самое значимое из них – автомобильный мост через Волгу длиной порядка 740 метров на 155-м км трассы «Нева». Ориентир – подъезд к областному центру недалеко от впадения Орши в Волгу. По направлению к Кимрам и Бежецку на Северном обходе построят съезды. Это значит, что к данным райцентрам можно будет подъехать со стороны обеих столиц, минуя Тверь. При этом на Северном обходе обещают разрешить разгон аж до 150 км/час и не устанавливать светофоров.
Всё это чудо обязались сдать «под ключ» в 2025 году, а первые автомобили в обход Твери пустить на пару лет раньше. Деньги для этого потребуются немалые – 62 млрд рублей. Для нашего региона дело выгодное. «Дорога, построенная за счёт федеральных средств, сделает логистику для бизнеса удобнее, что позволит привлечь весомые инвестиции. Столь крупный проект поможет экономике переориентироваться на новые возможности, – уверена доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой государственного управления ТвГУ Галина Лапушинская. – Кроме того, в строительство можно будет вовлечь местные компании». Легче задышат и тверичане: в городе станет меньше большегрузов.
Простому человеку новый участок сможет прибавить комфорта при путешествии в столицы и даже позволит немного сэкономить. «За поездку на машине до Москвы мы платим порядка 1200 рублей за трассу и около тысячи – за бензин. Нас четверо, и билеты на «Ласточку» в таком составе сейчас обходятся дороже, – рассказала тверичанка Ксения Доброва. – Путешествовать на автомобиле удобнее, и в отличие от М-10 на платной трассе нет пробок и бесконечных видеокамер».
Нужна ли ВСМ?
Куда более неоднозначный проект – строительство через наш регион высокоскоростной железнодорожной магистрали между двумя столицами. Баталии вокруг него идут с 1990-х годов. Жителей территорий, попадающих в зону действия ВСМ, соседство с ней откровенно пугает.
Ещё в конце прошлого года проект оставался в силе, первоначальные 500 млрд рублей на него были зарезервированы в Фонде национального благосостояния. Геодезисты уже работали близ дачных кооперативов. Возможность строительства ВСМ в Конаковском районе не давала покоя жителям посёлка Радченко и дачникам СНТ «Мечта», «Дружба», «Волжанка», в Калининском районе – населению Щербининского, Бурашевского, Никулинского, Медновского и Заволжского сельских поселений. «Проектная скорость поездов составляет 400 км/ч, что сравнимо с пролётом истребителя. Нормально жить на даче будет невозможно», – поделился опасениями один из членов СНТ «Дружба» Иван Соловьёв.
Откровенно говоря, жителям Верхневолжья высокоскоростная железная дорога не нужна. Да, из Москвы до Питера по ней можно будет доехать примерно за два с половиной часа. И что с того? «Сапсан» едет 3 часа 45 минут, и на него можно спокойно сесть на вокзале, а не добираться до новых станций, которые расположат за городом. Экология станет хуже, шума больше, магистраль отрежет друг от друга некоторые соседние населённые пункты. И, опять же, вряд ли поездка по ВСМ станет дешевле, чем на «Сапсане».
Сроки запуска сверхскоростной дороги переносились не раз, последняя дата, озвученная Минтрансом России, – 2026 год. Точки над «i» расставил в преддверии нового года Владимир Путин. На своей пресс-конференции президент сказал так: «Эта тема находится в проработке. Надо всё взвесить, подумать. ВСМ в других странах до недавнего времени показывали свою убыточность».
В свете последних событий страна ещё и столкнулась с санкциями, подорожанием импорта и другими проблемами. Не до магистрали, которая в целом должна обойтись в 1,5–1,7 триллионов рублей. И слава Богу.
Кстати
Развязки на Северном обходе сделают на пересечении М-11 с автодорогами:
– М-10 (между посёлками Городня и Эммаусс)
– Тверь – Кимры (недалеко от села Каблуково)
– Тверь – Бежецк – Весьегонск – Устюжна (на Бежецком шоссе близ деревни Александровка)
– Медное – Кулицкое (в начале обхода Торжка по скоростной трассе).