«Это был очень надёжный самолёт. Тяжёлый в пилотировании, но надёжный», — говорят лётчики, сами отлетавшие на Ан-22 по несколько лет. Разбившийся в Ивановской области военно-транспортный борт «Антей» был уникальным в своём роде. Это самый крупный турбовинтовой самолёт в мире. В чём особенность воздушного судна, каковы его сильные и слабые места, разбирались вместе с экспертами.
Борт особого значения
Военно-транспортный самолет Ан-22 «Антей» упал в Фурмановском районе Ивановской области 9 декабря. В Минобороны РФ сообщили, что крушение произошло во время планового облёта после проведённого ремонта. Борт рухнул в районе Уводьского водохранилища.
«Военными следственными органами СК России по факту крушения самолета АН-22 „Антей“ возбуждено уголовное дело», — сообщили в СК РФ. Все члены экипажа погибли. Экипаж был тверским. Самолёт тоже относился к тверскому аэродрому Мигалово.
Между тем разбившийся Ан-22 — самолёт с большой историей. Борт, потерпевший крушение под Иваново, был выпущен в середине 70-х годов. Но вообще первые Ан-22 ввели в эксплуатацию в 1960-х. Они стали символом транспортной авиации и инженерным достижением особого значения. Конструкторам поставили амбициозную задачу: создать тяжёлый транспортный самолёт грузоподъёмностью не менее 50 тонн, который способен базироваться на грунтовых аэродромах. Это было необходимо для перевозки тяжёлой крупногабаритной техники и войск, высадки воздушных десантов, транспортировки раненых в условиях отсутствия развитой сети капитальных взлётно-посадочных полос. Разработка велась около пяти лет опытно-конструкторским бюро 473 (впоследствии — ОКБ Антонова), получив шифр «изделие 100».
«Ан-22 разрабатывали фактически даже с 50-х годов, то есть это самолёты в прямом смысле прошлого века. Являясь крупногабаритными самолётами с турбовинтовыми двигателями, они для своего времени были абсолютными рекордсменами по грузоподъёмности и дальности. Причём считались не только военно-транспортными. Они открыли эру так называемых специальных крупногабаритных перевозок в гражданских целях. Также воздушное судно использовали в интересах ООН по всему миру, — рассказал авиаэксперт, член Всемирного фонда безопасности полётов (Flight Safety Foundation), эксперт и консультант международного консультативного агентства МККА „Безопасность полётов“ Андрей Патраков. — Ничего подобного долгое время не было. Потом на замену Ан-22 пришёл наш знаменитый Ан-124 „Руслан“. Интересно, что компоненты для производства „Руслана“ доставляли с помощью того же Ан-22. Что касается срока службы, изначально на Ан-22 закладывали 20 лет, затем продлили до 50 лет. Ограничение по календарю обусловлено физическими критериями. Даже если то или иное воздушное судно не эксплуатируется, там есть элементы, которые в любом случае стареют, изнашиваются или ржавеют».
Капризные в обслуживании
Действительно, летом 2024 года Военно-транспортная авиация Воздушно-космических сил РФ объявила, что прекращает эксплуатацию самых больших в мире турбовинтовых самолетов Ан-22 «Антей». Их планировали заменить на более современные Ил-76МД-90А. Объяснили как раз достижением предельного срока службы.
«За всю историю Ан-22 было произведено 69 бортов, из них девять потерпели крушение. При этом три катастрофы произошли по причине отказа двигателя. Это одно из сложных мест данного воздушного судна. У Ан‑22 специфический двигатель (модификация НК‑12, как на Ту‑95), который к тому же давно не производится в России. Поэтому эти самолёты, уникальные и рекордные для своего времени, сейчас оказались достаточно капризными и сложными в обслуживании. Говорить же о причинах авиакатастрофы пока рано. Они могут быть разные: техническая неисправность, в том числе отказ двигателя; человеческий фактор; совокупность проблем, приведших к критической ситуации. В любом случае это предстоит установить специальной комиссии», — уточняет Андрей Григорьевич.
Правда, надо понимать, что бортовые самописцы и речевые регистраторы на таких старых машинах тоже старые. Это, по мнению эксперта, может осложнить расследование и установление первопричины.
«Всегда надеялись на самолёт»
А вот лётчики, которые непосредственно летали на Ан-22, называют машину настоящим другом.
Леонтий Тимофеевич Семёнов из Твери — военный лётчик первого класса, ветеран боевых действий. Он уже как 28 лет на пенсии, но в прошлом командовал авиационным отрядом, также был инструктором. Он облетел более 90 стран. Его направления — Дальний Восток, Афганистан, Ангола, Северная Корея и т.д.
«Я летал на Ил-76, Ан-12 и, конечно, Ан-22. У каждого самолёта своя специфика, но мне все нравились. На Ан-22 я отлетал восемь лет — с 1990 по 1997-й год. Для лётчиков его пилотирование немного тяжеловато. Но сам самолёт, конечно, безотказный был. Это ж единственный в мире турбовинтовой самолёт. Даже у американцев таких нет», — говорит Леонтий Тимофеевич.
«Я был радистом. Мы очень любили Ан-22. Когда летали на нём, даже парашюты никогда не надевали, потому что всегда надеялись на самолёт. Он был нашим кормильцем», — вспоминает свою службу и лётчик в отставке Александр Васильевич.
Работы на месте происшествия продолжаются. Обломки самолёта нашли на глубине пяти метров Уводьского водохранилища. Следствию предстоит выяснить все детали происшествия.