Аргументы и Факты
tver.aif.ru
16+
Тверь
Аргументы и Факты
tver.aif.ru
16+
Тверь
Примерное время чтения: 5 минут
1532

Считался безотказным. Как вышло, что надёжный Ан-22 разбился под Иваново

«Это был очень надёжный самолёт. Тяжёлый в пилотировании, но надёжный», — говорят лётчики, сами отлетавшие на Ан-22 по несколько лет. Разбившийся в Ивановской области военно-транспортный борт «Антей» был уникальным в своём роде. Это самый крупный турбовинтовой самолёт в мире. В чём особенность воздушного судна, каковы его сильные и слабые места, разбирались вместе с экспертами.

Борт особого значения

Военно-транспортный самолет Ан-22 «Антей» упал в Фурмановском районе Ивановской области 9 декабря. В Минобороны РФ сообщили, что крушение произошло во время планового облёта после проведённого ремонта. Борт рухнул в районе Уводьского водохранилища.

«Военными следственными органами СК России по факту крушения самолета АН-22 „Антей“ возбуждено уголовное дело», — сообщили в СК РФ. Все члены экипажа погибли. Экипаж был тверским. Самолёт тоже относился к тверскому аэродрому Мигалово.

Между тем разбившийся Ан-22 — самолёт с большой историей. Борт, потерпевший крушение под Иваново, был выпущен в середине 70-х годов. Но вообще первые Ан-22 ввели в эксплуатацию в 1960-х. Они стали символом транспортной авиации и инженерным достижением особого значения. Конструкторам поставили амбициозную задачу: создать тяжёлый транспортный самолёт грузоподъёмностью не менее 50 тонн, который способен базироваться на грунтовых аэродромах. Это было необходимо для перевозки тяжёлой крупногабаритной техники и войск, высадки воздушных десантов, транспортировки раненых в условиях отсутствия развитой сети капитальных взлётно-посадочных полос. Разработка велась около пяти лет опытно-конструкторским бюро 473 (впоследствии — ОКБ Антонова), получив шифр «изделие 100».

«Ан-22 разрабатывали фактически даже с 50-х годов, то есть это самолёты в прямом смысле прошлого века. Являясь крупногабаритными самолётами с турбовинтовыми двигателями, они для своего времени были абсолютными рекордсменами по грузоподъёмности и дальности. Причём считались не только военно-транспортными. Они открыли эру так называемых специальных крупногабаритных перевозок в гражданских целях. Также воздушное судно использовали в интересах ООН по всему миру, — рассказал авиаэксперт, член Всемирного фонда безопасности полётов (Flight Safety Foundation), эксперт и консультант международного консультативного агентства МККА „Безопасность полётов“ Андрей Патраков. — Ничего подобного долгое время не было. Потом на замену Ан-22 пришёл наш знаменитый Ан-124 „Руслан“. Интересно, что компоненты для производства „Руслана“ доставляли с помощью того же Ан-22. Что касается срока службы, изначально на Ан-22 закладывали 20 лет, затем продлили до 50 лет. Ограничение по календарю обусловлено физическими критериями. Даже если то или иное воздушное судно не эксплуатируется, там есть элементы, которые в любом случае стареют, изнашиваются или ржавеют».

Капризные в обслуживании

Действительно, летом 2024 года Военно-транспортная авиация Воздушно-космических сил РФ объявила, что прекращает эксплуатацию самых больших в мире турбовинтовых самолетов Ан-22 «Антей». Их планировали заменить на более современные Ил-76МД-90А. Объяснили как раз достижением предельного срока службы.

 «За всю историю Ан-22 было произведено 69 бортов, из них девять потерпели крушение. При этом три катастрофы произошли по причине отказа двигателя. Это одно из сложных мест данного воздушного судна. У Ан‑22 специфический двигатель (модификация НК‑12, как на Ту‑95), который к тому же давно не производится в России. Поэтому эти самолёты, уникальные и рекордные для своего времени, сейчас оказались достаточно капризными и сложными в обслуживании. Говорить же о причинах авиакатастрофы пока рано. Они могут быть разные: техническая неисправность, в том числе отказ двигателя; человеческий фактор; совокупность проблем, приведших к критической ситуации. В любом случае это предстоит установить специальной комиссии», — уточняет Андрей Григорьевич.

Правда, надо понимать, что бортовые самописцы и речевые регистраторы на таких старых машинах тоже старые. Это, по мнению эксперта, может осложнить расследование и установление первопричины.

«Всегда надеялись на самолёт»

А вот лётчики, которые непосредственно летали на Ан-22, называют машину настоящим другом.

Леонтий Тимофеевич Семёнов из Твери — военный лётчик первого класса, ветеран боевых действий. Он уже как 28 лет на пенсии, но в прошлом командовал авиационным отрядом, также был инструктором. Он облетел более 90 стран. Его направления — Дальний Восток, Афганистан, Ангола, Северная Корея и т.д.

«Я летал на Ил-76, Ан-12 и, конечно, Ан-22. У каждого самолёта своя специфика, но мне все нравились. На Ан-22 я отлетал восемь лет — с 1990 по 1997-й год. Для лётчиков его пилотирование немного тяжеловато. Но сам самолёт, конечно, безотказный был. Это ж единственный в мире турбовинтовой самолёт. Даже у американцев таких нет», — говорит Леонтий Тимофеевич.

«Я был радистом. Мы очень любили Ан-22. Когда летали на нём, даже парашюты никогда не надевали, потому что всегда надеялись на самолёт. Он был нашим кормильцем», — вспоминает свою службу и лётчик в отставке Александр Васильевич.

Работы на месте происшествия продолжаются. Обломки самолёта нашли на глубине пяти метров Уводьского водохранилища. Следствию предстоит выяснить все детали происшествия.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах