Психолог рассказала, что делать, если ребенок не хочет идти в школу. Об этом сообщает информационный портал «ТАСС» со ссылкой на научного сотрудника Института психологии РАН, члена Общества семейных консультантов и психотерапевтов Ирина Знаменская.
Ирина Знаменская рассказала, что делать, если ребенок категорически не хочет идти в школу. Психолог советует встать на сторону ребенка и понять, что является первоочередной причиной – страх, тревога, печаль или отсутствие мотивации.
На что стоит обратить внимание: ребенок может быть физически не готов к обучению. Это касается нервной системы.
«Не все дети и даже взрослые могут выдерживать 45-минутное сидение за партой в коллективе, рутинную работу и следование образцу, а школьное образование базируется на этих принципах. Если вы видите, что ребенок быстро истощается, просыпается и засыпает с трудом, у него изменился аппетит, то имеет смысл проконсультироваться с нейропсихологом», - разъяснила Знаменская.
Психолог советует в случае крайней необходимости отправить ребенка на год или два позже.
«Если будет потребность, есть возможность наверстать упущенное, например, пройдя экстерном два года в старшей школе, и это лучше, чем «ломать» мотивацию и нервную систему с самого начала, подвергая неокрепший организм хроническому стрессу», - замечает психолог.
А в плане социализации зачастую более благотворное влияет на ребенка не окружение, а места, где ребенок чувствует себя комфортно и уверенно: во дворе, в секции, кружке или студии.
Также причиной может стать предыдущий негативный опыт. Например, что-то произошло в прошлом учебном году.
«События могут быть разные: от курьезных (перепутал двери кабинетов) до «стыдных» (описался); от безобидных (сел на жвачку) до опасных (драка или травля). Родителям важно с пониманием относиться к любой правде, если мы хотим быть в курсе. Зачастую то, что для ребенка видится как катастрофа, взрослому легко исправить», - рассказала Знаменская.
Стоит это выяснить и помочь ребенку справиться с ситуацией вплоть до смены школы, если это потребуется.
Также, по словам эксперта, источником тревог может стать кто-то из семьи.
Например, бабушка волнуется, потому что, по ее воспоминаниям, в ее детстве школа была неким филиалом ада на земле, она не желает внуку такого же зла, но на рациональном уровне не осознает этого. Дети чувствительнее взрослых в том, что касается чужих эмоций, поэтому может быть важно поговорить всем членам семьи о том, что для них значит школа, какие есть убеждения относительно образования.
Обратная ситуация: у родителей был положительный школьный опыт, и им трудно понять, какие могут быть страхи у ребенка, «ведь в нашем детстве все было весело и круто!». Тем важнее отделить один опыт от другого, увидеть факты, а не представления о том, как должно быть.
«Эмоциональная система ребенка «настроена» на близких, а в школе появляются новые значимые люди с другой системой координат. Растерянность и неопределенность — не самые приятные переживания, поэтому следует учиться распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими. Для начала достаточно будет просто их назвать и понять, как и в каких ситуациях они появлялись, какие функции выполняли», - рассказала психолог.
В школе много детей, и значимые взрослые не всегда оказываются рядом. Можно обратиться к «переходным объектам» — это может быть игрушка, амулет или какой-нибудь другой небольшой предмет, который поможет ребенку ощущать родительскую поддержку вдали от дома.
«Так, в стрессовых для него ситуациях в школе можно будет достать этот переходный объект и сосредоточиться на нем, вспомнить все добрые слова, которые говорили дома, «отогреться» — это дает силы двигаться дальше и справляться с вызовами, которые ребенок учится преодолевать в одиночку», - заключила Знаменская.