Детский психолог из Твери Виктория Чурилова заявила, что в школьной травле всегда есть третья сторона, а также рассказала, что делать, если ваш ребёнок в учебном заведении подвергается буллингу. Об этом сообщает издание «КП»-Тверь».
Буллингу или в переводе «запугиванию», «травле», отмечает уполномоченный по правам ребёнка в Тверской области Лариса Мосолыгина, подвергались более 50% людей в школьные годы.
Психолог Виктория Чурилова рассказала, что ребёнку можно и нужно помочь, если с ним такое происходит в учебном заведении, а также не следует забывать, что в подобных ситуациях всегда есть третья сторона – наблюдатели. И если такая возможность есть, то стоит поговорить с другими школьниками.
«Есть жертва, есть агрессоры и есть наблюдатели. Они не защищают жертву, но и не принимают участие в травле. Родителю можно поговорить с такими ребятами о том, что они видят со стороны. Им могут быть видны вещи, которые не видны даже классному руководителю», - отмечает специалист.
Не стоит уходить в отрицание, делать вид, что с ребёнком ничего не происходит, если проблема есть, то первый шаг – вслух признать, что она есть, а потом доверительно поговорить со школьником. Фразы «не обращай внимание» и «ты сам виноват» ранят, травмируют маленького человека, а также увеличивают «пропасть» между детьми и родителями. Встаньте на его место. Не работает и совет «дай сдачи». Это неконструктивное решение проблемы, которое может привести к непредсказуемым последствиям, не искоренит травлю в корне.
«Родитель должен донести до ребёнка, что наличие такой проблемы и необходимость помощи — это не стыдно. Ребёнок не станет стукачом и ябедой. Проблемы бывают у всех, и всем, случается, требуется помощь. И это нормально - обратиться за помощью к родителям», - поясняет Чурилова.
Также не стоит игнорировать вариант – обсудить проблему в школе, поговорить с классным руководителем, школьным психологом и родителями участников травли. Как правило, в буллинге есть те, кто его поддерживает, и 1-2 лидера-провокатора. Нужно понять, что стало причиной такого поведения детей.
Но бывает и так, что классный руководитель не станет признавать тот факт, что в классе кого-то «травят». Признать собственный недогляд непросто.
«Ребята, которые занимаются травлей, чаще всего таким образом самоутверждаются. И проблема не в жертве насилия: выбор жертвы зачастую происходит по совершенно случайным критериям. Жертвой травли может стать, в принципе, кто угодно», - уверена психолог.
Если педагог не хочет решать проблему, придётся выходить на администрацию школы и писать заявление на имя директора. Часто бывает, что директор учебного заведения не знает о патологической ситуации в классе, потому что она замалчивается. Если на заявление не реагируют, то можно обращаться в прокуратуру.
Виктория Чурилова также отмечает, что универсального портрета жертвы травли нет. Но часто таким детям характерны неуверенность в себе, тревожность, низкая самооценка. И с этими качествами должны обязательно работать детские психологи. Если такая работа будет успешной, то ребёнка будет легче включить в жизнь другого коллектива.