714

Последний полёт Ил-18. В катастрофе в Тверской области погибли 27 человек

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ Тверь 17/11/2020

Обломки, фрагменты тел, разбросанные пачки купюр – целых и не очень, обгорелых и испачканных в крови… Так очевидцы вспоминают авиакатастрофу, которая случилась в 15 км от Калязина 19 ноября 2001 года. Погибли все, кто находился на борту: 27 человек. После этой трагедии пассажирские перевозки на самолётах Ил-18В, которые считались чуть ли не самыми безопасными в гражданской авиации, в России навсегда прекратили.

Как такое забыть?

Был поздний вечер. Самолёт Ил-18В, принадлежавший компании «ИРС Аэро», летел из красноярского села Хатанга в Москву. На борту находились девять членов экипажа и 18 пассажиров, среди которых был также отец хозяина самолёта. Примерно за полчаса до трагедии пилоты вышли на связь, доложили, что полёт проходит нормально. До конечной точки, аэропорта Домодедово, оставалось совсем чуть-чуть. Но борт неожиданно пропал с радаров.

«В тот день была моя смена, я первый год работала диспетчером в пожарной части. Позвонил мужчина. Сказал, что около деревни Захаровка упало что-то большое, похожее на самолёт. Параллельно в диспетчерской на заднем фоне работал телевизор. В этот момент как раз передали по новостям, что в Тверской области с радаров пропал самолёт. Так мы и поняли, что всё серьёзно, – вспоминает жительница Калязина Любовь Емелина. – Мы направили на место происшествия два пожарных расчёта. Но, как выяснилось, именно пожарные работы там практически не требовались. Отдельно горящие обломки уже ни для кого не представляли угрозы, а спасать было некого. О ситуации доложили в Тверь. Жутко было смотреть на наших ребят, вернувшихся с места происшествия бледными, в шоковом состоянии. Даже они, бравые пожарные, которые чего только не видели, с таким столкнулись впервые».

Примерное место падения Ил-18 рядом с деревней Браниха
Примерное место падения Ил-18 рядом с деревней Браниха Фото: АиФ

Поле рядом с деревней Захаровка было усеяно искорёженным металлом и останками человеческих тел. Руки, ноги, голова – всё отдельно. Зрелище не для слабонервных. Кто-то вспоминает, что вокруг валялись ящики с копчёной рыбой – омулем, сигом, хариусом. Самолёт всё-таки с севера летел… Другие рассказывают про разлетевшиеся пачки купюр, которые принадлежали якобы летевшим вахтовикам.

«Да, деньги находили. Я-то сам выезжал на место происшествия вечером и находился там до двух–трёх часов ночи. Было уже темно. Снег смешан с землёй, кроме обломков ничего не видно. Помню лишь, что на въезде валялось оторванное крыло самолёта, а вокруг стоял сильный запах бензина или керосина. Но местные ребята, которые работали там на следующий день, рассказывали, что в поле поставили палатку. Туда несли найденные предметы, в том числе деньги. Говорят, купюр было очень много, – рассказывает водитель пожарной части в Калязине Владимир Куликов. – С нами в карауле ещё тогда парень был. При крушении самолёт задел дом его отца, снёс крышу. Хорошо, что на тот момент в доме никто не жил».

Памятная табличка на месте падения самолёта
Памятная табличка на месте падения самолёта Фото: АиФ

Деревня Захаровка уже тогда была малонаселённой. Но те, кто жил в округе, рассказывали, что слышали страшный гул, оглушительный треск и удар. Падая, самолёт срезал верхушки деревьев и рухнул в поле, недалеко от деревень Захаровка и Браниха. На место происшествия оперативно прибыли военные, прокуратура, вокруг всё оцепили. Проводили поисковые работы, собирали обломки.

«В 2001 году я работала на местном телевидении, у мужа была хорошая камера. В тот вечер мы с ним сидели дома, и вдруг услышали по центральному телевидению, что в нашем районе случилась такая трагедия. Мы сразу поехали на место происшествия. Помню, как пробирались по снегу, в кромешной тьме, по плохой дороге. Самолёт разлетелся на множество мелких деталей. Конечно, шансов выжить ни у кого не было, – вспоминает руководитель пресс-службы администрации Калязинского района Яна Сонина. – На месте работали спасатели, пожарные. Потом кто-то высокопоставленный из Москвы прилетел. Знаю точно, что были найдены бортовые самописцы – сами видели эти оранжевые ящики. На следующий день мы с мужем ещё раз туда поехали, тверское телевидение попросило нас снять некоторые кадры. Пообщались с очевидцами, которые говорили, что слышали шум и видели яркую вспышку в небе».

Фото: Аргументы и Факты в Твери/ Наталья Парамонова

Расследование трагедии под Калязином длилось не один месяц. Так что же случилось в тот вечер? Как оказалось, всё шло нормально, когда неожиданно при работающем автопилоте сломался руль высоты, из-за чего авиалайнер начал пикировать. Пилоты уже почти выровняли воздушное судно, несущееся с огромной скоростью к земле. Однако в какой-то момент кто-то из них, пытаясь тянуть на себя штурвал, вероятно, случайно упёрся в левую педаль (управляет рулём направления). Начал развиваться левый крен, и избежать катастрофы было уже невозможно.

Крест, установленный на месте авиакатастрофы
Крест, установленный на месте авиакатастрофы Фото: АиФ

В чём причина?

При этом точную причину катастрофы комиссия не установила. Считается, что к трагедии привело сочетание сразу нескольких факторов: техническая неисправность и ошибки при техобслуживании. Специалисты выявили множество нарушений по состоянию воздушного судна. Например, выяснилось, что срок использования всех четырёх двигателей истёк. Не были указаны даты ремонта, а подписи специалистов, отвечающих за эксплуатацию, оказались подделаны. Контроль и анализ качества выполнения полётов также проводился с нарушением нормативов. Кроме того, авиакомпания разработала график рейса с превышением норм рабочего времени: вместо 11,5 часа экипаж трудился почти 15 часов.

Е.И. Балакирев помог найти памятный крест
Е.И. Балакирев помог найти памятный крест Фото: АиФ

С момента той трагедии прошло почти 20 лет. В деревне Захаровка постоянно уже никто не живёт, лишь на лето приезжают дачники. В поле, где рухнул самолёт, родственники погибших поставили памятный крест и установили таблички с именами тех, кто в тот роковой вечер навсегда остался на небе.

Кстати

Ил­18 был разработан ещё в конце 50­х годов. На самом деле почти за полувековую историю эксплуатации данной модели самолёта произошло несколько авиакатастроф. Несмотря на это, Ил­18 считался одним из самых надёжных. Возраст разбившейся под Калязином машины – около 40 лет.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах