Весь этот год, месяц за месяцем, Тверьстат отмечал, что цены на бензин и дизельное топливо на автозаправках региона растут медленно и постепенно. Но в последнем отчёте ведомство сообщило, что в августе газомоторное топливо подорожало на 28,8%, бензин – на 5,5%, а дизельное топливо – на 3,4%. Дальше – больше.
Идём на рекорд
Всего за одну декаду сентября цены на автомобильное топливо «ушли в галоп». Уже в начале сентября стоимость одного литра 92-го бензина перешагнула 55-рублёвый рубеж, а цена «дизеля» в некоторых округах достигла и даже перепрыгнула планку в 70 рублей за литр. Столь заметного роста цен на топливо не было с весны 2018 года, но в этот раз побиты все исторические рекорды, говорят рыночные экономисты.
Сейчас Федеральная антимонопольная служба начала проверку того, что происходит на топливном рынке. «Территориальные органы проверят экономическую обоснованность стоимости мелкооптовой реализации топлива с нефтебаз, а также другие составляющие, которые включаются в конечные цены для потребителей, в том числе аграриев, – говорится в официальном сообщении регионального Управления ФАС. – Будет проанализирована цепочка формирования ценообразования от закупки на нефтеперерабатывающем заводе до реализации потребителю. В случае выявления нарушений будут приняты меры антимонопольного реагирования».
Руководитель регионального управления ФАС Константин Мурзин сообщил «АиФ в Твери», что к ним поступали и жалобы от покупателей топлива, и сигналы из регионального правительства о том, что стоимость дизельного топлива растёт и это может плохо сказаться на положении дел в регионе.
«Мы предпримем все меры к тому, чтобы провести проверку оперативно и, если есть виновные в этой ситуации, добиться, чтобы они были наказаны, а ситуация стабилизировалась. Но на всё это требуется время», – сказал чиновник.
Как долго продлится этот топливный кризис, сейчас сказать невозможно. Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой государственного управления ТвГУ Галина Лапушинская в разговоре с «АиФ в Твери» отметила, что на ситуацию повлияло «слишком много разнонаправленных факторов». Во-первых, ранее по понятным причинам снизился экспорт российской сырой нефти, вследствие чего упали доходы её экспортёров. В условиях растущей инфляции они попытаются компенсировать свои финансовые потери. Во-вторых, экспорт сырой нефти намного превышал её переработку в топливо непосредственно в России, потому что российскому бизнесу это было выгодно. Переработкой нефти, как правило, занимались у нас иностранцы. Например, британско-нидерландская компания Shell, ныне ушедшая из России, построила в Торжке большой производственный комплекс, на котором перерабатывала российскую нефть в топливо и масла.
Когда закончится топливный кризис?
«Также разгоняется инфляция. Если вы посмотрите на актуальные сейчас процентные ставки банков, то увидите, что некоторые краткосрочные (двухмесячные) вклады более доходны, чем трёхмесячные или даже 365-дневные, – сказала Галина Лапушинская. – Это свидетельствует о том, что даже банковская система сейчас плохо представляет себе перспективы развития и плохо видит направления вложения средств, чтобы сохранить их доходность. Думаю, на быстрое завершение топливного кризиса рассчитывать не стоит, поскольку слишком много предопределённостей к существующим колебаниям цен на нефтепродукты».
Кстати
На Дальневосточном экономическом форуме Президент России заявил, что проблему решает правительство страны, отметив, что её породила несвоевременная реакция чиновников на рост цен на нефть. «Инструменты известны, договорённости есть, надеюсь, что это отразится на реальном положении дел», – добавил глава государства.