Примерное время чтения: 5 минут
1347

Педагог рассказал жителям Тверской области, как избежать трудностей в школе

Тверь, 29 августа - АиФ-Тверь.

Жителям Тверской области рассказали, как избежать трудностей в школе. Свои рекомендации редакции «АиФ Тверь» дала социальный педагог с 33-летним стажем Елена Владимировна Р.

В педагогической среде есть такое понятие, как «школьная неуспешность». Оно касается не только академической успеваемости школьника, но ещё включает в себя понимание информации, степень усвоения знаний и учитывает даже его окружение, физическое и психическое состояние ребёнка.

Школьник может попасть в разряд «неуспешных» и остаться таковым долгие учебные годы, поэтому нужно обращать внимание не только на оценки, но и на на множество других факторов. К таким относятся концентрация внимания, уровень развития речи, мышления, памяти, а также мотивации учиться, черты характера, такие как чрезмерная импульсивность, психическое состояние, факторы окружающей среды и многие другие.

Причины могут крыться не только в школе, но и дома. Например, ребёнок может страдать из-за того, что не соответствует требованиям родителей. «Нежелание учиться часто возникает, во всяком случае – в первом классе, например, оттого, что ребенок в силу своего психофизиологического развития многого просто еще не может. Дети все хотят учиться до тех пор, пока не поймут, что не могут делать это так, как хотят от них взрослые», - говорит социальный педагог.

Школьная «неуспешность» часто оказывается причиной агрессивного поведения ребёнка, приводит к грубым нарушениям дисциплины, сопровождается страхами и очень плохо сказывается на формировании личности и здоровье ребёнка.

Фундамент школьного благополучия, по мнению Елены Владимировны, должен закладываться еще в дошкольном возрасте. «Родителям следует задолго до определения ребенка в школу позаботиться о том, чтобы период адаптации в первом классе не стал для их чада болезненным. А по мере возникновения у ребенка школьных трудностей во время обучения родителям следует тщательно разбираться в их причинах и делать все возможное, чтобы помочь ему эти трудности преодолеть», - утверждает она.

Своевременное обращение к грамотному детскому психологу позволит выявить трудности в обучении и других школьных тягот, подобрать для ребенка необходимые развивающие игры и упражнения, провести тренинги успешности, что позволит избежать в дальнейшем многих проблем. В задачу психолога входит определение готовности детей к школе, выявление причин школьных трудностей.

С «проблемным» ребенком необходимо заниматься и даже уделять ему больше внимания. И ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с его сверстниками, поскольку разница между физиологическим и паспортным возрастом бывает чрезвычайно велика. Поэтому работу с детьми надо выстраивать очень грамотно, с учетом всех их индивидуальных особенностей.

Часто родителям не удается завладеть вниманием ребенка, говорить понятным языком, побудить к выполнению какого-либо задания, качественно подготовить упражнения, нацеленные на выработку учебных навыков, не затратив при этом много времени и сил - своих и ребёнка. «Здесь надо понимать, что причиной такого поведения детей является часто не лень, а возрастная несформированность познавательных функций, медленный темп созревания моторики и так далее».

Дошкольника и ребенка младшего школьного возраста не следует торопить, утверждает социальный педагог. Это вредно и приводит к нарушению физического и психического здоровья. Стресс ограничения во времени — один из самых сильных стрессов, влияющих на функциональное состояние ребёнка. Механизм формирования многих базовых учебных навыков таков, что скорость только тормозит их формирование. «То есть, если ребёнок быстро читает, но не может пересказать, то и смысла от такого занятия не будет», - уточняет педагог.

Ребёнку необходимо помочь научиться:

  • слушать, а не просто слышать;
  • концентрировать внимание на существенном;
  • осмысленно воспринимать информацию;
  • выделять главное;
  • делать выводы;
  • контролировать и анализировать свои действия;
  • нести за них ответственность.

Для успешного обучения в школе нужно:

  1. Научиться осмысленно читать и понимать содержание прочитанного. Проверяя с секундомером скорость чтения, вряд ли можно сформировать эффективные механизмы чтения.
  2. Научиться писать разборчиво буквы и цифры. То есть помочь выработать все те умения, которые являются предпосылками учебной деятельности и способствуют предупреждению, а часто и преодолению, школьной неуспешности.

«Часто неуспешность учащихся связана с боязнью высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, проявлять свои способности и возможности. Многие школьники испытывают страх перед опросом учителя. В доброжелательной обстановке, в атмосфере творчества и сотрудничества эти страхи быстро улетучиваются. Растет самооценка, формируется чувство уверенности в своих силах и желание проявить себя. Дома необходимо моделировать школьные ситуации, проигрывать их, тем самым “закаляя” ребенка», - подчёркивает педагог.

«Неуспешным» школьник становится только тогда, когда вовремя не были преодолены «школьные трудности», под которыми понимается весь комплекс проблем, возникших у ребенка при обучении. Они постепенно приводят к ухудшению состояния здоровья, к нарушению социально-психологической адаптации и только в последнюю очередь — к снижению успешности обучения.

Если у Вас остались вопросы или хотите узнать что-либо про школу, обращайтесь в редакцию через группу «АиФ Тверь. Новости Твери и Тверской области» или пишите на почту: tver.aif.ru@yandex.ru.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах