Одень преступника: как научить детей в Тверской области не доверять чужим. Познавательную игру провели волонтеры ДШБ Совенок 15 сентября.
«Предложили школьникам одеть воображаемого преступника, используя вопросы-подсказки:
- Носит ли преступник туфли на каблуках? (Конечно же, нет! Только черные ботинки или, в крайнем случае, кроссовки). А надевает ли преступник пиджак и белую рубашку? (Нет, нет и еще 20 голосов нет). И вообще (большинством голосов) преступник носит исключительно одежду черного цвета. Обязательные атрибуты - маска, пистолет и мешок (здесь мнения детей разделились: мешок для награбленного или мешок для похищенного!) Вот от такого преступника они точно бежали бы, не оглядываясь!», - рассказал волонтер.
Но в обычной жизни преступники так не выглядят.
«Многие понимают это. Правильно отвечают на вопросы, как нужно себя вести с незнакомыми людьми, куда звонить в случае опасности, какие правила соблюдать, когда остался один дома. Очень хочется верить, что ни с одним ребенком не произойдет ситуация, в которой ему придется применить эти знания. А если вдруг случится, они сумеют ими правильно воспользоваться»,, - заключил автор поста.
Как объяснить детям, что общение с незнакомыми людьми может таить угрозу?
«Разговаривать с ребенком и объяснять ему, что общение не со всеми взрослыми может быть безопасным, лучше начинать с самого раннего детства, буквально с 3-4 лет. Необходимо вводить строгие правила: нельзя брать ничего у чужих людей, нельзя ни в коем случае уходить от дома с незнакомым человеком, чтобы этот человек не предлагал. Можно даже объяснять ребенку, что обычно предлагают такие незнакомцы: посмотреть какую-то коллекцию Барби, покормить котят. Очень часто такие люди могут упоминать родителей: мы от папы или от мамы. Кроме того, ребенок должен быть готов к провокациям типа: «Ну, понятно. Ты - совсем маленький. Тебе надо спрашивать разрешения. Ой, я думал, ты – большой». Ребенок должен быть знаком с такими провокациями», - комментирует ситуацию психолог Виктория Андреева.
Одна из опасностей — это сексуальное домогательство. Очень важно проговаривать, чтобы ребенок не боялся рассказывать родителям обо всех странностях в поведении окружающих и всегда знал, что дома его защитят.
«Сейчас есть случаи, когда средь бела дня на детских площадках подходят словоохотливые взрослые, начинают задавать вопросы. Тут понятно, просто не надо разговаривать. Если ребенка взяли за руку и ведут с силой, например, к автомобилю, нужно объяснить ребенку, что хороши все меры самообороны, что он может кричать, кусаться, драться, пинаться и кричать не просто: «Спасите! Помогите!», а «Это не мой папа! Это не моя мама! Вызовите полицию!». Чем громче он кричит – тем лучше, - обязательно кто-то откликнется. Конечно, послушные тихие дети особенно уязвимы», - поясняет специалист.
Безопасно ному поведению не научить только через учебники и плакаты. Нужно использовать конкретные наглядные примеры. Например, гуляя вместе, обращайте внимание малыша на то, что происходит вокруг вас и на свое поведение. Ведете через дорогу — почему не идете на красный свет, а ждете зеленого? И после разъяснения задайте несколько контрольных, уточняющих вопросов на понимание. Также учиться можно через наблюдение и игры.
Научите ребенка, что в интернете тоже действуют свои правила безопасности: не добавлять в друзья незнакомых людей и не вступать с ними в переписку; играя в игры онлайн использовать псевдоним и не сообщать о себе подробную информацию; если вдруг случается знакомство в сети в какой-либо игре и планируется встреча, обязательно сообщать об этом родителям, говорить куда и с кем ты идешь, брать с собой кого-то из родственников.