Сетевые продуктовые супермаркеты забирают себе львиную долю покупателей. Поэтому, наверное, каждый предприниматель мечтает о том, чтобы его продукция была представлена на их полках. Но маленьким фирмам и фермерским хозяйствам из Тверской области пробиться туда совсем непросто.
Начальство - за границей
Для большинства тверских производителей успех бизнеса напрямую зависит от того, удастся ли найти рынки сбыта для своей продукции. Фермерские хозяйства чаще всего расположены в районах и могут рассчитывать в основном на местных покупателей. Однако их круг не так велик, расширяться некуда. Но, чтобы не просто работать «в ноль», а получать прибыль, нужно наращивать объёмы. В современных реалиях для этого есть лишь один вариант - пробиться на полки сетевых супермаркетов.
«Проблема в том, что связаться с руководителями федеральных сетей практически невозможно. Они находятся либо в Москве, либо за границей, - рассказывает директор сельскохозяйственного кооператива «Ратмир» Старицкого района Николай Кожевников. - В лучшем случае вы сумеете переговорить с представителями местного филиала. Но они, зачастую, ничего не решают и могут разве что передать информацию вышестоящему начальству. На этом всё. Напрямую никто не отказывает. Обычно отвечают так: «На полках наших супермаркетов уже представлен широкий ассортимент аналогичной продукции. Если потребуется заменить кого-то из поставщиков, с вами свяжутся». Мы производим пять-семь тонн молока за смену, хотя готовы делать по 30 тонн. И коровы свои есть, и оборудование, и работники, и за качество продукции отвечаем. Но сбывать-то её куда? В основном в местные сети и 150-160 магазинов шаговой доступности».
Законодательно обязать «сетевиков» брать на продажу местные товары невозможно. Это противоречит Федеральным законам «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» и «О защите конкуренции». Но есть экономические способы повлиять на ситуацию. Когда крупные торговые сети приходят в регион, они арендуют или покупают землю, заключают договоры на подведение коммуникаций и т.д. В обмен за это можно договариваться с ними о том, чтобы определённое количество торговых полок отдавали под местную продукцию. К сожалению, эту возможность регион упустил. Когда несколько лет назад к нам активно приходили крупные сетевые магазины, ничего подобного власть не сделала.
Спасение - в ярмарках?
Даже когда нашим производителям удаётся выйти на руководителей сетевых магазинов, те, зачастую, выставляют требования, непосильные для фермеров и маленьких предприятий.
«Мы были бы не против распространять свою продукцию в сетевых магазинах, расположенных в нашем и соседнем районах. Но нам говорят: «Вы должны делать поставки во все наши супермаркеты, в том числе расположенные в Твери». «Такие объёмы мы не потянем», - объясняет заместитель директора микропредприятия «Кесовогорский колбасный цех» Ольга Вайнштейн. - К тому же, на полках крупных супермаркетов наша марка легко может затеряться. Люди не всегда разбираются, где натуральный продукт, а где нет, часто берут, что подешевле. Реальной помощью стало бы создание в супермаркетах отделов с местными экологически чистыми продуктами или открытие специализированных магазинов для фермерских хозяйств Верхневолжья. Тут бы мы нашли своего покупателя».
В итоге главными точками сбыта для тверских производителей остаются магазинчики «шаговой доступности», автолавки и продовольственные ярмарки. Так, в ярмарке около гипермаркета «Карусель» в Твери прошлым летом было около 20 участников из Калининского, Кувшиновского, Кимрского, Лихославльского и Конаковского районов. Продавали картофель, яйца, мясо, молочную продукцию, мёд. Но сельхозпроизводителей у нас гораздо больше. Как быть фермерам из отдалённых районов, которым на тверские ярмарки ездить накладно, а местные масштабы они уже переросли? При этом торговать на сезонных ярмарках - не то же самое, что стабильно поставлять продукцию в супермаркеты.
Сельское хозяйство и без того дело не слишком прибыльное. Супермаркеты вытесняют маленькие магазинчики, и фермерам некуда податься. Хотя их продукция, зачастую, качественнее и вкуснее многих товаров, представленных на полках «сетевиков».
Мнение экспертов
Профессор Тверского госуниверситета Галина Лапушинская:
«Крупные торговые сети не интересуют маленькие или сезонные поставки. Попасть туда можно, лишь предоставляя гарантированные объёмы продукции. Чтобы выполнить такое требование, производителям нужно объединяться. При этом, забирая товары оптом, супермаркеты не готовы платить за них дорого. Из-за этого во многих регионах местные производители делают акцент не на заход в крупную сеть, а на создание специализированных магазинов. Но в таком случае нужно не только производить, но и перерабатывать сельхозпродукцию. Мелким хозяйствам, у которых нет собственной переработки, следует договариваться с пищевыми комбинатами. Пока же получается, что с одной стороны, есть проблема, куда сдавать продукцию, а с другой - никто не хочет объединяться и развиваться. Ярмарки, на мой взгляд, выход не для всех. Чтобы в них участвовать, фермерам надо бросить свои дела и поехать торговать. У нас ведь нет фирм, принимающих продукцию для реализации на ярмарках. Такая форма - поддержка не столько производителей, сколько населения, которому предоставляется возможность купить фермерские продукты»
Зампредседателя правительства Тверской области, министр сельского хозяйства Павел Мигулёв:
Фермер из Краснохолмского района Тверской области Елена Хазова:
«Найти покупателей своей продукции в глубинке очень трудно. Численность сельского населения постоянно уменьшается. На весь Краснохолмский район осталось 9500 жителей. А ехать до Твери 220 км по ужасной дороге - только в одну сторону три часа времени. Туда-обратно - потратите целый день. Кто в это время на ферме работать будет? Хозяйство ведь без присмотра не оставишь. Магазины хотят купить всё очень дёшево, требуют кучу документов. Ту же сертификацию нужно проходить в областном центре. Это так мучительно, долго и дорого! При крупных поставках, это имеет смысл. Но при наших объёмах больше денег и времени потратишь. Про нервы уж и не говорю.
Раньше сельхозпродукцию принимало государство. На неё устанавливали фиксированную цену. Если бы мы и сейчас знали, что наши продукты купят за хорошие деньги, в лепёшку разбились бы, чтобы их произвести. В советское время литр солярки стоил 10 копеек, а молоко принимали по 30 копеек. Соотношение - один к трём. А сейчас? За литр топлива вы отдадите 40 рублей, а молоко в колхозах берут по 16 рублей за литр! Вот и считайте сами, выгодно ли заниматься сельским хозяйством. А если нет смысла, зачем трудиться? Мы изготавливаем только то, что точно знаем, что продадим. Даже картошки в этом году посадили в пять раз меньше. Об обновлении техники и мечтать не приходится - пашем на старой.
Спасаемся тем, что работаем с соседней Ярославской областью. Но всё равно тяжело. У фермеров очень много проблем. Например, в нашем хозяйстве никак не решится вопрос с землёй. Наши поля вытаптывают кабаны, которых развели в соседнем охотхозяйстве. Для нас это - катастрофа! Но решать проблему никто не берётся»