Экономические санкции не повлияли на план построить высокоскоростную железнодорожную магистраль Москва – Санкт-Петербург. В Тверской области для этих целей будут изымать земли частников.
Как на самолёте
Этот проект существует с 90-х годов. Его то и дело откладывали в долгий ящик, но в итоге решили воплотить, так как без современных пассажирских транспортных систем страна и её регионы не смогут развиваться дальше.
Разработчики называют эту магистраль «проектом межрегионального метро» и отмечают, что она создаст новый экономический пояс страны. Общая протяжённость новой транспортной артерии составит 679 км. На ней не будет развязок и перекрёстков в одном уровне, а вместо щебня колею будет удерживать монолитный железобетон. Всё это позволит электропоездам развивать скорость в 360–400 км/ч. Стоимость проекта – 1,7 трлн рублей.
Между двумя столицами будут курсировать 42 пары поездов, интервал их движения составит 15 минут, расчётное время в пути – 2 часа 15 минут без остановок. Для сравнения: минимальное время на самолёте – 1 час 15 минут, на «Сапсане» – 4 часа. Строительство планируют завершить в 2027 году, но уже на 2024 год намечен ввод в эксплуатацию входов железной дороги в Москву и Санкт-Петербург, а в 2025 году ветку достроят до Твери – точнее, до станции Новая Тверь.
О том, что откладывать стройку более никто не собирается, свидетельствуют правовые акты изъятия земли в Тверской области. Помимо земель сельхозназначения, они затронут 78 участков с домами. 42 из них находятся в Бурашевском и Никулинском сельских поселениях Калининского района, а 36 – в Конаковском районе, в том числе 22 в поселении Городня и 4 в дачном кооперативе «Мечта» возле населённого пункта Редкино. Полный список изымаемых земель опубликован на сайте федерального агентства железнодорожного транспорта www.rlw.gov.ru. По закону собственники получат другой участок, из бюджета стройки им выплатят компенсацию за утраченное имущество.
Плюсы и минусы
«Стройка привлечёт инвестиции, которые начнут работать на экономику региона, – считает доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой госуправления ТвГУ Галина Лапушинская. – До сих пор мы жили на старой транспортной инфраструктуре. Октябрьскую железную дорогу строили в середине XIX века. Ещё через 150 лет по ней запустили скоростные «Сапсаны», но они идут с меньшими скоростями, чем могут, и одновременно тормозят все остальные поезда. В итоге мы лишаем себя возможности сделать переезды, наладить пригородное сообщение. Когда «Сапсаны» уйдут на высокоскоростную магистраль, если поезда не будут останавливаться в Твери, возникнет другая проблема: как привлечь к нам пассажиров (транзитных туристов)».
А экс-замначальника регионального департамента ЖКХ Владимир Федулин задался вопросом, на кого рассчитана новая дорога. Стоимость поездки, скорее всего, будет выше, чем сейчас на «Сапсане» (около 3 тысяч рублей). Смогут ли тверичане прокатиться «с ветерком», если поезда будут пролетать Тверь как полустанок?
«Тут надо смотреть, чего больше: плюсов или минусов, – сказал наш эксперт. – Строительство привлечёт средства, но магистраль разрежет область пополам. Поездки в Петербург туда и обратно можно будет совершать одним днём, но только если в Твери поезда будут делать остановку. И так далее. Смотреть в будущее, безусловно, нужно, но самое главное всё-таки сделать так, чтобы этот объект не мешал местным жителям и был для них безопасным».
Кстати
Составы для высокоскоростной магистрали (в том числе поезда-беспилотники) готово построить предприятие «Уральские локомотивы».