Примерное время чтения: 6 минут
128

Мэтр атомной отрасли. Работа наставника даёт вдохновение и большое счастье

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ в Твери 24/10/2023

В Год педагога и наставника, который сейчас идёт в России, привычно чествуют и отмечают достижения школьных учителей, преподавателей колледжей и вузов. Но ведь труд наставника на производстве, инструктора, помогающего уже взрослым людям состояться в профессии и повысить квалификацию, не менее важен.

Ведущего инструктора группы тренажёрной подготовки отдела подготовки оперативного персонала Учебно-тренировочного подразделения Калининской АЭС Сергея Кочетова атомщики уважительно называют Учителем с большой буквы. За 40 лет деятельности в отрасли он передал свои знания и опыт нескольким поколениям работников.

Производственник с даром педагога

Инструкторы учебно-тренировочных подразделений атомных станций – это всегда специалисты с большим стажем производственной деятельности, прошедшие специальную психолого-педагогическую подготовку. Производственники, имеющие педагогический дар, представители поистине удивительной профессии, где люди, обучая других, постоянно учатся сами.

«Мне всегда хотелось принимать участие в становлении молодых специалистов, ведь и я когда-то был таким же неопытным и получал поддержку старших товарищей, – рассказывает Сергей Кочетов. – Работа в оперативной службе заложила во мне прочный фундамент знаний, научила разговаривать с коллегами на одном языке, быстро понимать и схватывать суть вопроса. Многие из коллег, для кого я был наставником, выросли до руководителей. Моё искреннее желание обучать оперативников работе на блочном щите управления энергоблоком в УТП реализовалось полнее».

В такой «школе», как учебно-тренировочное подразделение, в качестве учебной доски выступает полномасштабный тренажёр – модель блока-прототипа, а планом занятий служат сценарии отработки навыков. Здесь также разрабатывают учебные материалы и пособия, программы противоаварийных тренировок, программы обучения на должность и поддержания квалификации. Ещё одна важнейшая задача инструкторов – поддерживать соответствие ПМТ настоящему энергоблоку. И, наконец, более традиционная педагогическая работа – ведение протоколов и журналов проверки знаний.

Безопасность – основной постулат атомной отрасли. Со своими учениками, сотрудниками АЭС, инструкторы отрабатывают на полномасштабном тренажёре режимы нормальной эксплуатации и пуска-останова энергоблока, отказов оборудования и систем, сценарии проектных и запроектных аварий: даже не возможные, а лишь вероятностные. Процесс моделирования сценариев вполне творческий. «Важно продумать и отработать все режимы и состояния атомной станции, которые могут повториться либо даже не случиться в опыте эксплуатации», – объясняет Сергей Олегович. Крупные противоаварийные тренировки также регулярно проводятся с привлечением группы оказания экстренной помощи атомным станциям концерна «Росэнергоатом».

До уровня знатока

Работа инструктора, по словам Кочетова, тренирует мозг, заставляет пульсировать душу и постоянно совершенствоваться. Именно в ней он нашёл своё истинное призвание. Хотя решение перейти из оперативной работы в преподавательскую деятельность далось Сергею Олеговичу 10 лет назад нелегко, несмотря на то что за его плечами к тому времени уже был внушительный опыт наставничества в турбинном цехе № 1. Сам он постигал профессию с азов, пройдя путь от машиниста-обходчика до начальника смены блока. Работу на производстве всегда считал интересной и динамичной. В эксплуатации проработал без малого 30 лет.

«Свою деятельность я начинал, когда на Калининской АЭС только окончились монтажные работы и начинались пусконаладочные. Первая должность – машинист-обходчик блочной насосной станции. Было интересно познавать дело, так как в реальном производстве отдельные моменты отличались от книжных, тех, что изучаются по вузовским учебникам. Но это и есть постижение профессии: путь от начала до уровня знатока-профессионала, – вспоминает Сергей Кочетов. – Я и сегодня применяю этот личный опыт в инструкторской деятельности, открывая молодым коллегам их перспективы, опираясь в обучении не только на научные термины, подчеркивая всю значимость личного профессионального развития».

Становление самого Сергея Олеговича как специалиста проходило через понимание своей роли и ответственности в безопасной эксплуатации атомной станции: «За время оперативной работы у меня случались ситуации, когда принимаемое решение должно было быть единственно правильным. Именно в такие моменты ты взрослеешь как специалист. Свой набор таких режимов работы АЭС имеет каждый оперативник. И когда приходит опыт, знание своего дела, испытываешь особые эмоции и желание делиться этим с коллегами».

Стоял у истоков

Изначально же выбор профессии для юного Сергея во многом определили его школьные учителя и наставники – вот она, взаимосвязь педагогической деятельности в разных сферах. Рос Сергей в Волгореченске, где находится Костромская ГРЭС – третья по установленной мощности тепловая электростанция России. Школьников водили туда на экскурсии, рассказывали о работе станции, чем пробудили у многих интерес к энергетике. Кочетов осознанно решил связать с этой отраслью свою жизнь.

Хорошая успеваемость по математике и физике дала ему возможность поступить в Ивановский энергетический университет – старейший в стране профильный вуз, очень уважаемый в среде профессионалов-энергетиков. А успешное окончание вуза по направлению «Тепловые электрические станции» позволило молодому человеку приехать по распределению на Калининскую АЭС, преодолев большой конкурс. Тогда, в 1982 году, это была комсомольская стройка, погружающая своих участников в водоворот событий, позволяющая встать у истоков деятельности атомной станции.

«Мой поезд прибыл на вокзал ночью. Выхожу – темень, большая лужа, в которую чуть не провалился, дороги не видать, да и неясно, куда идти», – самые первые впечатления Сергея Олеговича от города атомщиков очень схожи с воспоминаниями многих специалистов, кто в те годы приезжал строить энергетический гигант на удомельской земле. Но интересная работа, инициатива и энергия вскоре меняли растерянность первопроходцев на боевой настрой. Результат налицо: сегодня Калининская АЭС – крупнейший производитель электрической энергии в Центральном федеральном округе России и одно из самых значимых предприятий Тверской области.

Высокая планка

За годы своей деятельности станция в Удомле воспитала сотни грамотных специалистов и руководителей, которые держат высокую планку в области безопасности производства, укрепляют престиж атомной отрасли. Имя Сергея Олеговича Кочетова занесено в Книгу почёта Калининской АЭС. В числе его наград – серебряная медаль концерна «Росэнергоатом» «За заслуги в повышении безопасности атомных станций», ведомственный знак «Ветеран атомной энергетики и промышленности», звание «Ветеран атомной энергетики».

«Подготовка персонала, поддержка профессиональной квалификации работников в области их специализации – часть кадровой политики Росатома. И за этими, по сути, официальными словами кроется огромный пласт живой работы многих людей», – уверен Сергей Кочетов.

Находить в своей работе творчество, вдохновение и безусловную пользу – большое счастье. И оно есть в жизни инструктора и наставника Сергея Олеговича Кочетова, который снискал уважение коллег, благодарных ему за своё профессиональное развитие и рост.

Кстати

Учебно-тренировочное подразделение на станции в Удомле открылось 30 апреля 1986 года как самостоятельное подразделение, реализующее подготовку и поддержание квалификации персонала российских и зарубежных атомных станций. Его учебная база включает уникальный набор технических средств. На базе УТП ежегодно проходят обучение порядка 5000 человек, с каждым годом цифра растёт.

Юлия Хромова

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах