Примерное время чтения: 10 минут
2229

Любимчик Сталина и «чёрный воронок». Тверичанин о – своих ретроавтомобилях

Алексей Смирнов / Из личного архива

«Ретроавтомобиль – словно машина времени. Когда с ним соприкасаешься, дружба завязывается не с железом, а с эпохой», – говорит историк из Твери, коллекционер раритетных машин Алексей Смирнов.

Любимый «американец» Сталина, легендарный «чёрный воронок», довоенный «Мерседес» – всё это соединяется в хобби Алексея. Авто 1930-х годов из его коллекции – ещё и настоящие кинозвёзды. В преддверии Дня автомобилиста, который в этом году отмечается 27 октября, тверичанин рассказал «АиФ Тверь» об истории автопрома, культуре вождения и современных дорогах.

Досье
Алексей Смирнов родился в 1987 году в Москве. Окончил исторический факультет Тверского госуниверситета. Исторический консультант, организатор выставок, блогер.

Хобби на миллион

Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь»: Алексей, собирать и реставрировать ретроавтомобили – хлопотное увлечение. Зачем вам это?

Алексей Смирнов: Для меня это способ сохранить историю. Многие скажут, что старинную технику можно посмотреть в музее или на фотографиях. А вы попробуйте проехать на авто, которое выпускалось в довоенные годы, порулить им. Минувшая эпоха будто оживает! Увы, у нас часто не берегут прошлое. В областном центре разрушается Речной вокзал, в плачевном состоянии находится Морозовский городок, хотя в последнее время появились перспективы его реновации. Несколько лет назад в транспортном парке № 2 находился редкий вагон трамвая. Такие делали в Риге, а тестировали в Калинине. В России осталось всего три вагона из той серии. Я попросил разрешения его выкупить. Мне отказали, а через пару месяцев трамвайчик сдали в металлолом. А ведь старинные здания, предметы, даже небольшие детали отличают одно время от другого, делают его уникальным.

В Твери владельцев ретроавтомобилей меньше десяти человек. Хотя в 1980-е годы в Калинине был большой клуб с редким автопарком. Но в 90-е, когда людям не платили зарплату, многие продали уникальные машины. Большинство авто уехали в Москву и Санкт-Петербург. Однажды наткнулся в интернете на объявление, что в Питере продают «Опель Адмирал» со старыми калининскими номерами. Это машина класса «люкс», которую впервые выпустили в 1937 году для конкуренции с марками «Мерседес-Бенц» и «Майбах».

Mercedes-Benz 170 (W136).
Mercedes-Benz 170 (W136). Фото: АиФ/ Екатерина Евсеева

– Подозреваю, ваше хобби выливается в миллионы…

– Цены на довоенные модели даже в плохом состоянии начинаются от полумиллиона рублей и выше. Иногда приходится покупать по две-три машины одной марки, чтобы собрать один хороший автомобиль. Не все близкие, конечно, разделяют моё увлечение. Ведь, если продать все мои машины, можно купить новенький «Ленд Крузер» в максимальной комплектации. Но на нём поездишь – и цена упадёт. А коллекционировать ретроавтомобили – вкладывать в будущее. Ещё десять лет назад лимузин ЗИС-101 можно было купить за 600 тысяч рублей, сейчас он стоит порядка 30 миллионов. В 90-е годы многие реставрационные мастерские скупали эти модели. Собирали из трёх-пяти машин одну, остальное отправляли в чермет. Сейчас хватаются за голову, осознавая, какое богатство выкинули.

По классу не положено

– Какая из машин для вас наиболее значима?

– Они все ценные. Одно из последних приобретений – «Мерседес-Бенц» 1938 года, выпущенный в Германии. В войну на таких ездили немецкие почтальоны, санитарные службы, сотрудники штаба. После Победы эти автомобили отправляли в Советский Союз в качестве трофея. Сначала их приписывали к ведомствам, а после приказа о переходе на отечественный автопром передали в личное пользование партийным работникам. Я машину купил пару лет назад у пожилого человека из Владимира. Он ею почти не пользовался, лишь изредка ездил на дачу.

Chevrolet 1939 года выпуска.
Chevrolet 1939 года выпуска. Фото: АиФ/ Екатерина Евсеева

Во дворе у меня также стоит «Шевроле» 1939 года. Это представитель американского автопрома. По воспоминаниям очевидцев, на таких машинах ездили сотрудники НКВД. Ещё одна моя гордость – «Паккард». Он так плавно едет… Видно, что машину делали не для простых людей. В своё время американцы выпустили эту марку как люксовый бренд для бизнесменов и голливудских звёзд. Это, кстати, любимая марка Сталина. У него было два таких автомобиля, один из которых ему подарил Рузвельт.

Packard 1939 года выпуска.
Packard 1939 года выпуска. Фото: АиФ/ Екатерина Евсеева

А вот легендарная «эмка», ГАЗ-М1, мне досталась почти в разобранном состоянии. Есть свидетельства, что на машине этой марки в Калинин в 1941 году приезжал маршал Иван Конев. Большинство «эмок» окрашивали в чёрный цвет. На них ездили спецслужбы, за что модель прозвали «чёрный воронок».

– Как менялись тенденции отечественного авторынка?

– До войны своих легковых автомобилей у нас не было. Потом Сталин, ездивший на «Паккарде», велел переходить на отечественные машины. Сначала появился ЗИС-101, затем советские инженеры выпустили лимузин премиум-класса ЗИС-110. Если присмотритесь, увидите явное сходство с американским «Паккардом». Конструкторы знали, какая машина нравится высшему лицу! При Сталине ЗИСы работали и в такси, и в «Скорой помощи». При Хрущёве началось строгое разделение: человек получал машину исключительно по своему статусу. Простые люди ездили на «Запорожце», инженеры покупали «Москвич» или «Жигули», директор предприятия мог позволить себе «Волгу». Семиместные лимузины ГАЗ-12 (ЗИМ) предназначались для политработников высшего звена. Для генсеков делали ЗИЛ-115. В некоторых вариациях эти машины называли «чёрным доктором» и использовали как неотложку для высших лиц страны.

Печальна судьба «Чайки» (ГАЗ-13 и ГАЗ-14). Самобытная марка отвечала правительственным запросам, но в 1980-х годах Горбачёв ввёл закон о борьбе с привилегиями. Этот класс автомобилей уничтожили варварскими методами: новые машины распилили. Сегодня «Чайку» продают в среднем за три миллиона рублей.

Лайки для «Мерседеса»

– Ваши машины часто снимают в кино. Окупаете вложения?

– Добытчиками мои автомобили, конечно, не назовёшь, но на фары они себе заработать могут. Например, на «воронок» один поворотник стоит 11 тысяч рублей, а комплект фар – 75 тысяч. Аренда ретроавтомобиля за смену в среднем обходится в 15 тысяч. Но заказы – дело стихийное. Хотя мои машины засветились уже во многих фильмах: «Прощаться не будем», «Власик. Тень Сталина», «Осенью 41-го» и других. Скоро на экраны выйдет лента «Бомба» про Курчатова.

– А в будни ездите на своих раритетах?

– Машины должны быть для души и для работы. Для езды по городу у меня есть современный автомобиль, но по выходным люблю выезжать в центр на стареньком «Мерседесе». Нравится и самому прокатиться, и людей позитивом зарядить. Многие, увидев такую машину, сигналят, показывают «класс». Мы с другом шутим, что они нам лайки ставят.

На съемках фильма
На съемках фильма "Прощаться не будем" в Твери. Фото: Из личного архива/ Алексей Смирнов

Водители поневоле

– Наш разговор проходит в преддверии Дня автомобилиста. Что вас, как водителя, волнует на тверских дорогах?

– Культура вождения: её просто нет. В Москве автомобилисты друг друга охотнее пропускают, чем у нас. Многие тверские водители, увидев сигнал поворотника, так и норовят нажать на газ, подрезать – в общем, сделать всё, чтобы не уступить дорогу. Откуда такое упрямство? Беспокоит и ситуация с парковками. Сегодня машина есть почти в каждой семье, но город не рассчитан на такое количество автомобилей. Ладно, в зонах старой застройки нет стоянок, но ведь и новые микрорайоны сдают без паркинга! Посмотрите, что творится в Брусилово: яблоку негде упасть! Хорошо, хоть в центре сделали платную парковку. Если приезжаешь на пять минут, знаешь, что всегда найдёшь место. Даже когда надо задержаться на часик, отдать 30 рублей не жалко.

Факт
В советские годы чёрную «Чайку» ГАЗ-14 подарили Валентине Терешковой за полёт в космос. Такую же машину отправили и на Кубу Фиделю Кастро, только в белом цвете.

Но куда большая проблема стоит не перед автомобилистами, а перед пешеходами и пассажирами. Печально состояние общественного транспорта: на маршрутках страшно ездить, некоторые автобусы и троллейбусы приходится подолгу ждать, трамваев нет вовсе. Получается, что по Твери комфортно передвигаться только на личном автомобиле. Не обеспечивая достойную инфраструктуру, власти сами подталкивают жителей к покупке машин.

– Областной центр увидел небывалый ремонт дорог. Какую оценку поставите?

– В последние годы взялись за дороги – и это видно. Конечно, не везде пока устраивает схема движения. Головной болью стали видеокамеры, которые нередко ошибочно присуждают штрафы. Проблем добавили новые «умные» светофоры, из-за них пешеходы часто путаются и идут не на свой сигнал. Но перемены происходят – и это главное. То, что было на тверских дорогах ещё пять лет назад, и сейчас – колоссальная разница.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах