«Ретроавтомобиль – словно машина времени. Когда с ним соприкасаешься, дружба завязывается не с железом, а с эпохой», – говорит историк из Твери, коллекционер раритетных машин Алексей Смирнов.
Любимый «американец» Сталина, легендарный «чёрный воронок», довоенный «Мерседес» – всё это соединяется в хобби Алексея. Авто 1930-х годов из его коллекции – ещё и настоящие кинозвёзды. В преддверии Дня автомобилиста, который в этом году отмечается 27 октября, тверичанин рассказал «АиФ Тверь» об истории автопрома, культуре вождения и современных дорогах.
Хобби на миллион
Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь»: Алексей, собирать и реставрировать ретроавтомобили – хлопотное увлечение. Зачем вам это?
Алексей Смирнов: Для меня это способ сохранить историю. Многие скажут, что старинную технику можно посмотреть в музее или на фотографиях. А вы попробуйте проехать на авто, которое выпускалось в довоенные годы, порулить им. Минувшая эпоха будто оживает! Увы, у нас часто не берегут прошлое. В областном центре разрушается Речной вокзал, в плачевном состоянии находится Морозовский городок, хотя в последнее время появились перспективы его реновации. Несколько лет назад в транспортном парке № 2 находился редкий вагон трамвая. Такие делали в Риге, а тестировали в Калинине. В России осталось всего три вагона из той серии. Я попросил разрешения его выкупить. Мне отказали, а через пару месяцев трамвайчик сдали в металлолом. А ведь старинные здания, предметы, даже небольшие детали отличают одно время от другого, делают его уникальным.
В Твери владельцев ретроавтомобилей меньше десяти человек. Хотя в 1980-е годы в Калинине был большой клуб с редким автопарком. Но в 90-е, когда людям не платили зарплату, многие продали уникальные машины. Большинство авто уехали в Москву и Санкт-Петербург. Однажды наткнулся в интернете на объявление, что в Питере продают «Опель Адмирал» со старыми калининскими номерами. Это машина класса «люкс», которую впервые выпустили в 1937 году для конкуренции с марками «Мерседес-Бенц» и «Майбах».
– Подозреваю, ваше хобби выливается в миллионы…
– Цены на довоенные модели даже в плохом состоянии начинаются от полумиллиона рублей и выше. Иногда приходится покупать по две-три машины одной марки, чтобы собрать один хороший автомобиль. Не все близкие, конечно, разделяют моё увлечение. Ведь, если продать все мои машины, можно купить новенький «Ленд Крузер» в максимальной комплектации. Но на нём поездишь – и цена упадёт. А коллекционировать ретроавтомобили – вкладывать в будущее. Ещё десять лет назад лимузин ЗИС-101 можно было купить за 600 тысяч рублей, сейчас он стоит порядка 30 миллионов. В 90-е годы многие реставрационные мастерские скупали эти модели. Собирали из трёх-пяти машин одну, остальное отправляли в чермет. Сейчас хватаются за голову, осознавая, какое богатство выкинули.
По классу не положено
– Какая из машин для вас наиболее значима?
– Они все ценные. Одно из последних приобретений – «Мерседес-Бенц» 1938 года, выпущенный в Германии. В войну на таких ездили немецкие почтальоны, санитарные службы, сотрудники штаба. После Победы эти автомобили отправляли в Советский Союз в качестве трофея. Сначала их приписывали к ведомствам, а после приказа о переходе на отечественный автопром передали в личное пользование партийным работникам. Я машину купил пару лет назад у пожилого человека из Владимира. Он ею почти не пользовался, лишь изредка ездил на дачу.
Во дворе у меня также стоит «Шевроле» 1939 года. Это представитель американского автопрома. По воспоминаниям очевидцев, на таких машинах ездили сотрудники НКВД. Ещё одна моя гордость – «Паккард». Он так плавно едет… Видно, что машину делали не для простых людей. В своё время американцы выпустили эту марку как люксовый бренд для бизнесменов и голливудских звёзд. Это, кстати, любимая марка Сталина. У него было два таких автомобиля, один из которых ему подарил Рузвельт.
А вот легендарная «эмка», ГАЗ-М1, мне досталась почти в разобранном состоянии. Есть свидетельства, что на машине этой марки в Калинин в 1941 году приезжал маршал Иван Конев. Большинство «эмок» окрашивали в чёрный цвет. На них ездили спецслужбы, за что модель прозвали «чёрный воронок».
– Как менялись тенденции отечественного авторынка?
– До войны своих легковых автомобилей у нас не было. Потом Сталин, ездивший на «Паккарде», велел переходить на отечественные машины. Сначала появился ЗИС-101, затем советские инженеры выпустили лимузин премиум-класса ЗИС-110. Если присмотритесь, увидите явное сходство с американским «Паккардом». Конструкторы знали, какая машина нравится высшему лицу! При Сталине ЗИСы работали и в такси, и в «Скорой помощи». При Хрущёве началось строгое разделение: человек получал машину исключительно по своему статусу. Простые люди ездили на «Запорожце», инженеры покупали «Москвич» или «Жигули», директор предприятия мог позволить себе «Волгу». Семиместные лимузины ГАЗ-12 (ЗИМ) предназначались для политработников высшего звена. Для генсеков делали ЗИЛ-115. В некоторых вариациях эти машины называли «чёрным доктором» и использовали как неотложку для высших лиц страны.
Печальна судьба «Чайки» (ГАЗ-13 и ГАЗ-14). Самобытная марка отвечала правительственным запросам, но в 1980-х годах Горбачёв ввёл закон о борьбе с привилегиями. Этот класс автомобилей уничтожили варварскими методами: новые машины распилили. Сегодня «Чайку» продают в среднем за три миллиона рублей.
Лайки для «Мерседеса»
– Ваши машины часто снимают в кино. Окупаете вложения?
– Добытчиками мои автомобили, конечно, не назовёшь, но на фары они себе заработать могут. Например, на «воронок» один поворотник стоит 11 тысяч рублей, а комплект фар – 75 тысяч. Аренда ретроавтомобиля за смену в среднем обходится в 15 тысяч. Но заказы – дело стихийное. Хотя мои машины засветились уже во многих фильмах: «Прощаться не будем», «Власик. Тень Сталина», «Осенью 41-го» и других. Скоро на экраны выйдет лента «Бомба» про Курчатова.
– А в будни ездите на своих раритетах?
– Машины должны быть для души и для работы. Для езды по городу у меня есть современный автомобиль, но по выходным люблю выезжать в центр на стареньком «Мерседесе». Нравится и самому прокатиться, и людей позитивом зарядить. Многие, увидев такую машину, сигналят, показывают «класс». Мы с другом шутим, что они нам лайки ставят.
Водители поневоле
– Наш разговор проходит в преддверии Дня автомобилиста. Что вас, как водителя, волнует на тверских дорогах?
– Культура вождения: её просто нет. В Москве автомобилисты друг друга охотнее пропускают, чем у нас. Многие тверские водители, увидев сигнал поворотника, так и норовят нажать на газ, подрезать – в общем, сделать всё, чтобы не уступить дорогу. Откуда такое упрямство? Беспокоит и ситуация с парковками. Сегодня машина есть почти в каждой семье, но город не рассчитан на такое количество автомобилей. Ладно, в зонах старой застройки нет стоянок, но ведь и новые микрорайоны сдают без паркинга! Посмотрите, что творится в Брусилово: яблоку негде упасть! Хорошо, хоть в центре сделали платную парковку. Если приезжаешь на пять минут, знаешь, что всегда найдёшь место. Даже когда надо задержаться на часик, отдать 30 рублей не жалко.
Но куда большая проблема стоит не перед автомобилистами, а перед пешеходами и пассажирами. Печально состояние общественного транспорта: на маршрутках страшно ездить, некоторые автобусы и троллейбусы приходится подолгу ждать, трамваев нет вовсе. Получается, что по Твери комфортно передвигаться только на личном автомобиле. Не обеспечивая достойную инфраструктуру, власти сами подталкивают жителей к покупке машин.
– Областной центр увидел небывалый ремонт дорог. Какую оценку поставите?
– В последние годы взялись за дороги – и это видно. Конечно, не везде пока устраивает схема движения. Головной болью стали видеокамеры, которые нередко ошибочно присуждают штрафы. Проблем добавили новые «умные» светофоры, из-за них пешеходы часто путаются и идут не на свой сигнал. Но перемены происходят – и это главное. То, что было на тверских дорогах ещё пять лет назад, и сейчас – колоссальная разница.