Примерное время чтения: 6 минут
137

Как не сыграть в ящик: благотворительность должна быть честной

Тверская область, 16 мая - АиФ-Тверь.

Это произошло в Твери пару лет назад. Журналисты и общественники приняли участие в круглом столе, посвященном борьбе с мошенничеством в благотворительности. Говорили и о том, что нельзя верить «ящичным сборам» и не реагировать на жалобные истории уличных волонтеров. Как только встреча завершилась и участники покинули зал, они почти сразу наткнулись на парня с ящиком.

Он начал бойко рассказывать, кому и на что нужна помощь, но когда ему спокойно и подробно объяснили, что это незаконно, был просто в шоке. В итоге вызвали полицию и проехали вместе с молодым человеком в отделение. Выяснилось, что фонд действительно «левый», деньги идут в карман его создателю, а парень, как и другие добровольцы, сам стал жертвой обмана. После этого он сразу написал заявление об уходе.

О том, что к благотворительным сборам на улице и в магазинах нужно относиться как минимум настороженно, пишут давно. Но только в марте 2022 года в кодекс административных нарушений внесли изменения, и теперь за ящики реально получить штраф.

Но, повторяем, такая практика лишь начинает внедряться. Многие люди по-прежнему «ведутся» на уловки мошенников. В результате подрывается доверие к благотворительности в целом. Как отличить добросовестную и этичную социальную рекламу в сфере благотворительности от нечестной и некачественной? Как предотвратить риски недобросовестных сборов? Эти темы обсуждали на семинаре «Освещение благотворительной деятельности в СМИ» 12 мая на площадке Точки кипения ТвГУ, прошедшем при поддержке Тверской ассоциации журналисток и Благотворительного фонда «Константа». Его провели координатор проекта «Все вместе за разумную помощь» (ассоциация «Все вместе») Анжелика Иванова и председатель Женской Лиги журналистов и блоггеров Елена Рыленкова.

Эксперты из Москвы, сотрудники медиа и некоммерческих организаций, а также студенты отделения журналистики ТвГУ оценили роль СМИ и блогосферы в вопросах противодействия мошенничеству в сфере благотворительности.

Фото: Благотворительный фонд "Константа"

«СМИ и блогеры почти всегда открыты для поддержки благотворительности. Но это не значит, что все они умеют грамотно работать с этой тонкой темой. Дело и в правовых нюансах, и в форматах. Есть еще и этическая сторона. Немало примеров, когда коллеги начинали сборы или проводили марафоны, но помощь была уже не нужна к моменту окончания таких проектов или уходила не по назначению. Мы не только дадим примеры таких историй, но и представим реальные кейсы — как грамотно работать с темой, как избежать ловушек мошенников. Нет значения, насколько масштабное СМИ или прокачанный блог — все в равной степени могут быть уязвимы, если не понимают нюансов и не придерживаются правил разумной благотворительности», — рассказала председатель Женской Лиги журналистов и блоггеров Елена Рыленкова. 

В период пандемии COVID-19 существенно возросла вовлеченность россиян в благотворительность. По данным совместного исследования фонда «Нужна помощь» и компании Tiburon Research, в 2020 году в благотворительные организации жертвовали 74% российских интернет-пользователей.

По заказу Ассоциации «Все вместе» эксперты ВЦИОМ провели исследование. Выяснилось, что 81 % респондентов лично участвовали в благотворительности. 76 % жертвователей, как правило, не отслеживали, куда идут их деньги. Более того, согласно результатам исследования «Мошенничество в сфере благотворительной деятельности: проблемы правоприменения», проведенного Центром уголовно-правовой экспертизы МГУ, в России не представляется возможным установить точные размеры ущерба от мошеннических действий в сфере благотворительности. Это обусловлено высокой латентностью данных преступлений - о них не знают. Между тем, по данным исследования, одна лишь публикация в интернете может принести мошенникам до 3 млн. рублей.

По данным другого опроса ВЦИОМ, результаты которого были опубликованы в июне 2021 года, 57% опрошенных не знают, как отличить мошеннический сбор благотворительных средств от настоящего - они не могут идентифицировать мошеннические сборы. Именно этим пользуются псевдоблаготворители, а большие суммы уходят в теневой сектор.

Как результат, 41% не доверяет благотворительным организациям, действующим в России, а сложившаяся ситуация подрывает репутацию всего некоммерческого сектора.

Фото: Благотворительный фонд "Константа"

«С 2017 года наша ассоциация работает над продвижением идеи разумной благотворительности и борется с мошенниками-псевдоблаготворителями. Важная часть этой работы - информационная кампания, которая, конечно, невозможна без участия средств массовой информации. Если мы хотим донести до людей в каждом уголке страны, как отличить мошенников от честных благотворительных фондов, как проверить, не фальшивый ли сбор на помощь больному ребенку, как отличается реальность от мифов о работе фондов, то сначала мы должны рассказать об этом журналистам. Мы стараемся всегда быть на связи с представителями СМИ, помогать им в подготовке материалов или поиске экспертов. Проведение семинара - новый формат нашего взаимодействия, не сомневаемся, что он окажется успешным», — говорит член Совета ассоциации «Все вместе» Кира Смирнова.

Семинар «Освещение благотворительной деятельности в СМИ» призван помочь сотрудникам СМИ, блогерам и сотрудникам НКО познакомиться с тонкостями работы в сфере благотворительности в медиа и противодействия мошенничеству.

В качестве примера деятельности добросовестной организации был представлен опыт работы фонда «Константа». Кстати, он один из восьми НКО Тверской области, входящих в госреестр поставщиков социальных услуг. Что является еще одной гарантией надежности организации.

Спикеры рассмотрели основные схемы мошенничества в благотворительности, принципы прозрачности НКО, познакомили участников семинара с Декларацией о прозрачности НКО проекта «Все вместе за разумную помощь» и Меморандумом о борьбе с мошенничеством в социальной рекламе в России. Проверка качества информации и репутационные риски стали отдельной темой для обсуждения с аудиторией.

На правах рекламы

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах