Примерное время чтения: 8 минут
236

Где взять рабочих и инженеров? В Твери решали, как вырастить профессионала

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ в Твери 10/10/2018
Елена Семко / АиФ

С одной стороны, в регионе не хватает рабочих, с другой - те, что есть, не имеют необходимой квалификации. На рынке труда тоже перекос: гуманитариев намного больше технарей, тогда как предприятиям требуются в основном инженеры.

Где взять специалистов, чьи знания отвечают современным вызовам? Ответ на этот вопрос искали вместе представители власти, науки и бизнеса региона. На встрече, которую организовал еженедельник «АиФ в Твери», стороны не только озвучили свои позиции, но и определили пути решения кадровой проблемы.

За тридевять земель

Колледжи и техникумы Тверской области каждый год выпускают более шести тысяч студентов. Но по специальности трудоустраиваются менее половины. И дело не в том, что не хватает вакансий, - предприятия трубят о нехватке кадров. Нужны операторы технологических установок и электронно-вычислительных машин, электрогазосварщики, электромонтёры… По рабочим профессиям в регионе сегодня 9 200 вакансий.

«У нас серьёзная нехватка операторов станков с ЧПУ. Их готовят в Твери, но, по всей видимости, недостаточно. В компанию приходят люди, умеющие нажимать кнопку, но вот написать программу, отладить её, обслужить станок они не в силах, - озвучил проблему директор компании «ГЕРС Технолоджи» Олег Сергеев. - Грамотных сотрудников не хватает. Доходит до того, что одно из предприятий у нас арендует специалистов». В планах компании - построить завод, где будет установлено японское оборудование. Но вопрос, кто будет за ним работать, остаётся открытым.

В похожей ситуации Лихославльский завод «Светотехника». «Сейчас, когда мы нацелились на техническое перевооружение, - только в этом году в оборудование вложили 120 млн рублей, нам нужны квалифицированные работники, готовые развиваться, - выразил свою позицию генеральный директор предприятия Борис Данилов. - Казалось бы, дело за молодёжью, ан нет. Профессиональный уровень недавних выпускников таков, что им ржавый напильник страшно доверить. А ведь сегодня всюду автоматизированные линии, и человеку, работающему на них, необходимо качественное образование».

Претензии к уровню подготовки специалистов прозвучали и в адрес вузов. Молодые инженеры-конструкторы зачастую не умеют читать чертежи, а электронщики не в силах спроектировать платы. Подготовки по некоторым направлениям в учебных заведениях области и вовсе нет. Парадокс, но ведущему предприятию России в своей отрасли приходится искать профильных специалистов в Мордовии, где есть институт электроники и светотехники. Однако его выпускники неохотно меняют Саранск на Лихославль.

Борис Данилов озвучил в цифрах кадровый состав предприятия: 27% окончили только школу, 30% - гуманитарии и лишь 43% имеют высшее или среднее техническое образование. В планах компании в ближайшие пять лет довести последний показатель до 65%. Но, несмотря на хорошие условия труда, высокую зарплату и производственное жильё, очередь из профессионалов не выстраивается. В итоге предприятие вынуждено самостоятельно заботиться о кадрах. «Подтягивание» новичка до нужного уровня отнимает у бизнеса немало сил и времени.

Дело в мастере?

Лихославльский завод вернулся к практике стипендиатства. Каждый год компания отправляет одного выпускника на обучение по техническим специальностям в Московский энергетический институт, двух - в Тверской государственный технический университет и трёх - в тверские колледжи. Но договор, подписанный с выпускником, не гарантирует, что по окончании вуза он вернётся работать в Лихославль.

«Образованием некоторых специалистов мы занимаемся сами. В прошлом году наши конструкторы две недели жили в Омске и обучались проектированию светодиодных светильников, - продолжил Борис Данилов. - Своего технолога по литью, а их не готовит ни один вуз страны, я возил в Германию, Португалию, Китай, приглашал для его обучения специалиста из Италии. Это серьёзные деньги. Я убеждён: вложения окупятся. Без кадров мы не останемся, решим этот вопрос. Другое дело - за год или за десять лет. С помощью учебных заведений это будет быстрее».

«Со своей стороны колледжи тоже заинтересованы в развитии студентов. Наши ученики - постоянные дипломанты региональной выставки рационализаторов и изобретателей. Мы достойно представляем свои исследовательские работы в «Сколково». У нас хороший станочный парк, в колледже есть лаборатория «Технология металлообработки» с компьютерным имитатором токарного и фрезерного станков и станка с ЧПУ с линейной, круговой и сплайновой интерполяцией на пять рабочих мест с 3D-визуализацией обработки, а также учебный настольный фрезерный станок с ЧПУ,  - встала на защиту тверских ссузов директор Тверского политехнического колледжа Надежда Сушко. - Другое дело, что производственная база учреждений никогда не сможет конкурировать с оснащением современных заводов. На это не хватит денег. Все понимают, что сегодня лучшее место для практики - действующее предприятие. Так что приглашайте наших студентов к себе».

Надежда Викторовна рассказала, что на базе колледжа работает Центр опережающей профподготовки по отрасли машиностроения. Здесь, в том числе, занимаются переподготовкой и повышением квалификации по специальностям «технология машиностроения» и «станочник металлообработки». Обучиться чему-то новому могут и уже работающие специалисты - необходима только заявка от предприятий.

Центр повышения квалификации есть и в Тверском государственном техническом университете. Об этом напомнил директор Центра содействия трудоустройству вуза Алексей Лаврентьев. Обращаться в вуз со своими предложениями, в том числе по темам дипломных работ выпускников,  представителей бизнеса призвал проректор Тверского государственного университета Иван Каплунов.

Стопами родителей

Представители образования едины: работодатели должны активнее участвовать в учебном процессе - от разработки программ до получения специалистами первого рабочего места. «Другое дело, что молодёжь не горит желанием учиться на рабочие профессии, - высказал общую проблему директор Конаковского энергетического колледжа Николай Файрушин. - Старшеклассники наивно полагают, что, например, станочники целый день по локоть в масле. Хотя везде уже станки с программным управлением».

При этом позиция родственников, убеждённых, что высшее образование - наше всё, также играет не последнюю роль в сложившейся ситуации. В итоге университеты получают незаинтересованных студентов, регион - бездарных технарей, а выпускники - низкооплачиваемую работу.

С бизнесом за компанию

Заместитель министра образования Тверской области Юлия Коваленко:

«О своей потребности в рабочих кадрах представители бизнеса могут заявить в Минэкономразвития региона. Все заявки ложатся в основу контрольных цифр приёма в колледжи и техникумы. Иное дело, что это рассчитано на долгосрочную перспективу, а работодатель не всегда готов ждать конкретного специалиста несколько лет.

С вузами сложнее: контрольные цифры по ним формирует Министерство науки и высшего образования России. У правительства региона есть возможность заявиться по тем или иным направлениям. Но это открытый конкурс, в нём участвуют все учебные заведения страны. И не факт, что бюджетные места получит именно Тверь.

Если говорить о привлекательности предприятий, здесь важна и инфраструктура. Каким бы суперсовременным ни был завод, человек не станет там работать, видя запущенный населённый пункт, где нет нормальной школы и детсада. Поэтому губернатор поставил задачу изменить подход к подготовке кадров: сблизить образование, производство, местную власть. Для этого планируется сформировать отраслевые образовательно-промышленные кластеры. Представители власти, бизнеса, вузы и ссузы будут совместно решать, в каком направлении двигаться, отталкиваясь от стратегических задач и потребностей, в том числе работодателей. Чтобы образование готовило людей, которые нужны экономике, в него необходимо вкладываться всем».

P.S. Надо отдать должное: во время обсуждения все участники встречи вели себя открыто и смогли озвучить всё, что наболело. Стороны познакомились друг с другом и обменялись контактами. Но, пожалуй, главный итог встречи - совместные пути решения кадровых проблем. В частности, ООО «Герс Технолоджи» теперь планирует сотрудничать с ТвГТУ и посетить Тверской политехнический колледж. В свою очередь колледж заинтересовался возможностью прохождения практики студентами в «Светотехнике» - условия более чем подходящие. «АиФ в Твери» готов и дальше проводить подобные мероприятия и будет рад предложениям всех, кто в этом заинтересован.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах