Примерное время чтения: 4 минуты
254

Эксперты: детей Тверской области засасывает в аналог казино

Тверь, 8 октября - АиФ-Тверь.

Эксперты: детей Тверской области засасывает в аналог казино. Специалисты Центра цифровой экспертизы Роскачества пришли к таким выводам, изучив рынок условно-бесплатных мобильных игр.

В период пандемии рынок мобильных игр показал колоссальный рост. За первые семь месяцев 2020 года в мире число их загрузок выросло на 45%, а доходы в приложениях - на 67%. Причём Россия входит в топ-5 стран по количеству загрузок таких приложений.

«При этом рынок мобильных игр в сегодняшней России представляет собой тревожное явление, сравнимое с казино. Налицо то же повсеместное проникновение азартных механизмов, с которыми сталкивается пользователь. Причем по доходности сравнение не в пользу казино: мобильные игры сейчас, по сути, никак не регулируются законодательством РФ на предмет рекламы, доступности для детей и обязательной проверки наличия реальных возможностей выиграть», - утверждают в Роскачестве.

Условно-бесплатные мобильные игры, которых на рынке большинство, используют скрытые манипулятивные механики для вовлечения игроков. Они специально проектируются таким образом, чтобы сначала игровой процесс приносил удовольствие, но затем разработчики вставляют палки в колёса, ограничивая развитие. Затем для достижения определённых вершин предлагается заплатить. Причём небольшую сумму, поскольку низкие цены снижают психологический барьер перед покупкой у потенциального покупателя. Такой «товар» называют микротранзакциями.

Чаще всего доходит до абсурда: затягивая игровой процесс, превращая со временем игру в рутину, геймеру предлагается заплатить, чтобы не играть. Фактически игроком манипулируют, вынуждая тратить деньги в «бесплатной» игре, просто чтобы продвинуться дальше.

Чтобы глубже втянуть игрока в процесс, часто используются элементы азартных игр. Предлагается покупать не конкретное средство для достижения целей, а шанс его получить. Так называемые «лутбоксы», товары со случайным содержимым, встречаются в большинстве популярных сейчас мобильных играх.

«Через элемент азарта формируется механизм зависимости, особенно опасный для детской психики», - говорят эксперты Роскачества.

В некоторых странах уже обратили внимание на подобные продукты. Власти Германии хотят обязать разработчиков продавать игры с лутбоксами с маркировкой «18+». В этом году уже приняты соответствующие реформы. Ряд стран также рассматривают подобные законы.

Сейчас же, игры с азартными механиками практически нигде не контролируются государством, в том числе и в России. Однако согласно исследованию юридической фирмы «Байтен Буркхардт», «внутриигровые лотереи (включая loot boxes) с точки зрения российского законодательства формально могут быть отнесены к азартным играм». В докладе компании про онлайн-игры в нашей стране утверждается следующее: «Представляется, что ни один разработчик онлайн-игр, распространяемых на территории РФ и содержащих в себе элементы азартных игр, не соответствует требованиям российского законодательства об азартных играх, в связи с чем потенциально может быть привлечен к ответственности».

Ещё одной проблемой являются рекламные компании. Мало того, что в них не указывается наличие микротранзакций и лутбоксов, так ещё и сам игровой процесс не соответствуют рекламируемому. Сама реклама таргетирована на лиц младшего возраста, чтобы вовлекать тех, кто с большой вероятностью может «подсесть». О вызывании психологической зависимости, естественно, умалчивается.

«Таргетинг рекламы игр с микротранзакциями и другими признаками азартных игр может быть нарушением ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе», согласно которой реклама должна быть добросовестной и достоверной. Так, в прошлом году в британской практике был прецедент запрета рекламы игр, которая не соответствовала основному геймплею», говорит юристконсультант отдела Роскачества по защите прав потребителей Игорь Поздняков.

Часто в погоне за максимально широкой аудиторией разработчики сильно упрощают геймплей, так в индустрии называют игровой процесс. Он не требует каких-либо навыков от игрока - ему не нужен ни ум, ни сноровка, ни какие-либо умения. Чтобы достигать целей, нужно лишь платить. Фактически игра перестаёт быть игрой, а лишь манипулирует игроком. Сильнее всего на такое попадаются дети.

«В мобильных играх сегодня много построено на покупках, микротранзакциях, это становится само по себе сверхидеей. Родители часто приходят и жалуются, что просьба денег на игры превращается просто в вымогательство, и они не понимают, как с этим быть. Разумеется, такие игры должны соответствующим образом регулироваться», - утверждает Ирина Попова, семейный психолог, специалист по зависимостям и гештальт-терапевт.

По сути такие игры - это легализация казино для детей. Для них необходимо устанавливать ограничения 18+ и предупреждать о наличии элементов азартной игры в главном меню приложения. Разного рода «ускорители прокачки», «боевые пропуска» также должны быть четко маркированы и расписаны в своих свойствах. Игрок должен чётко понимать, сколько времени у него займет игра без доплаты и сколько с доплатой.

Да и саму маркировку стоит пересмотреть, говорят эксперты, поскольку она объективно устарела.

Нужно также учитывать немаловажный факт. Как показывают исследования, игры со скрытыми манипулятивными механиками нередко создаются «игровыми» конторами, специализирующиеся на настоящих азартных играх. Этот момент также необходимо отрегулировать законодательно.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах