В преддверии новогодних каникул ВТБ фиксирует рост активности мошенников, которые используют ситуативный фишинг и создают поддельные приложения компаний, обещая мега выгодные предложения.
Широко используются такие схемы, как:
- Ложные уведомления о выплатах. Под видом новогодних бонусов или социальных выплат пользователям предлагают установить «официальное приложение». После загрузки у мошенников появляется доступ к телефону.
- Фальшивые распродажи и скидки. Создаются поддельные сайты и приложения с заманчивыми предложениями от имени разных компаний. После перехода пользователь скачивает вредоносное ПО, которое собирает данные карт, учётных записей и пароли.
- Поздравительные ссылки. Мошенники рассылают «новогодние открытки» или «видео» в мессенджерах. Переход по таким ссылкам активирует шпионское ПО, получающее доступ к данным смартфона.
- Новогодние приложения с вредоносным ПО. Пользователям предлагают скачать «праздничные обои» или «новогодние чек-листы». Такие приложения предоставляют злоумышленникам доступ к камере, микрофону, банковским приложениям и данным с телефона.
Использование шпионских программ позволяет мошенникам копировать данные банковских карт и учётных записей; перехватывать пароли и коды подтверждения; угонять аккаунты в мессенджерах для дальнейшего распространения вредоносных ссылок контактам жертвы; управлять устройством для совершения транзакций без ведома владельца.
Особую опасность представляют устройства с функцией NFC на Android, которые могут быть использованы для клонирования банковских карт и проведения бесконтактных платежей.
Чтобы защитить себя, рекомендуется устанавливать приложения только из официальных магазинов приложений (Google Play, App Store, RuStore) и не переходить по подозрительным ссылкам из SMS и мессенджеров. Необходимо проверять разрешения приложений перед установкой. Не стоит доверять программам, запрашивающим доступ к камере, микрофону, файлам и другим функциям без явной необходимости. Не забывайте также использовать антивирусное ПО и обновлять его.
«Сейчас атаки мошенников на клиентов усиливаются на фоне предпраздничной суеты. Тенденция сохранится и в праздники, когда люди наиболее расслаблены, - отметил руководитель департамента цифрового бизнеса, старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов. - Злоумышленники активно используют ситуативный фишинг, адаптируя свои схемы под новогодний контекст. Ссылки мимикрируют под крупные маркетплейсы и привлекают покупателей большими скидками. Мы желаем всем безопасных праздников».