Две марки бензина,с которыми водителям нужно быть осторожными,так как не во все автомобили их можно заливать. Об этом сообщает специальное издание «Autonews».
Многие АЗС продвигают тему, что высокооктановое топливо повышает мощность, очищает двигатель, снижает общий расход топлива и имеет массу других преимуществ. Однако не всё так очевидно.
Распространенное мнение, что, чем выше октановое число, тем качественнее топливо и, естественно, дороже. Появились так называемые улучшенные сорта 95-го и 98-го, вместо АИ-98 некоторые заправки начали продавать АИ-100.
Октановое число топлива определяет его стойкость к детонации — процессу слишком быстрого сгорания смеси, при котором силовой агрегат испытывает повышенные нагрузки. Чем выше октановое число, тем медленнее горит смесь бензина с воздухом, что позволяет выводить двигатель на пиковые нагрузки без опасности повреждения.
Можно провести аналогию с печкой. Есть сухие дрова, которые загораются сразу, а есть влажные, которые делают это медленнее. Когда нужно закинуть в топку сразу много дров, лучше использовать влажные, чтобы печка не взорвалась.
«Главными преимуществами такого бензина являются улучшение динамических показателей разгона примерно на 7% и экономичности силового агрегата на 6%», - отмечает директор департамента послепродажного обслуживании ГК «АвтоСпецЦентр» Игорь Серебряков.
Однако это касается только определенных двигателей, добавляет эксперт, а в некоторых случаях, напротив, может нанести вред двигателю.
Октановое число, подчеркивает технический директор агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Денис Голосюк, отображает только детонационную стойкость.
«Топливо с меньшим октановым числом вовсе не хуже высокооктанового. Необходимое для конкретного мотора число определяется конструктивными особенностями двигателя, в первую очередь — степенью сжатия, а также способностью программы управления двигателем компенсировать отклонение фактического октанового числа от заданного», — объясняет эксперт.
Любой двигатель превращает химическую энергию топлива в механическую. Октановое число лишь косвенно связано с химической энергией, а для движения важна именно она. Чем больше тепла выделяет единица топлива, тем эффективнее и экономичнее работает двигатель.
При использовании высокооктанового топлива двигатель может изменить свой привычный ход работы, особенно на холостых, так как такое топливо горит спокойнее и может “игнорировать искру”, смесь в цилиндрах не успевает перемешиваться.
Присадки и модификаторы такого бензина тоже могут оседать на свечах. Многие современные двигатели уже рассчитаны на подобное топливо, а вот у тех же “жигулей”, “волги” и подобных автомобилей могут возникнуть серьезные проблемы.
Такой бензин не успевает сгорать во время такта рабочего хода и продолжает гореть при открытых выпускных клапанах, что разрушает двигатель, а часть топлива и вовсе может вылететь буквально в выхлопную трубу.
Повышение экономичности при переходе на 98-й или 100-й бензин Денис Голосюк считает эффектом плацебо. Незначительное повышение экономичности возможно лишь в тех редких случаях, когда мотор способен реализовать эту разницу в антидетонационных свойствах топлива. К большинству моторов массовых легковых автомобилей это не относится. И даже там, где удастся уменьшить на пару-тройку процентов расход горючего, экономия будет нивелирована более высокой стоимостью. При этом некоторый риск нарваться на последствия от добавленных антидетонационных присадок окажется ненулевым.
Все то же самое относится и турбомоторам, которые еще требовательнее к соблюдению рекомендаций производителя. В турбированные двигатели строго рекомендуется заливать топливо, указанное производителем.
Эксперты сходятся во мнении, что если вместо 95-го бензина в современный массовый автомобиль заливать 98-й или «сотый», то вреда это не нанесет, но и никаких преимуществ, скорее всего, не даст. Рекомендованное топливо написано на лючке бензобака машины.