Примерное время чтения: 6 минут
848

Достали! Как избавиться от телефонного спама жителям Тверской области

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ Тверь 13/07/2021

«Да когда же это кончится? Пятнадцатый звонок за день!» Практически каждого жителя региона регулярно атакуют телефонные спам-звонки и смс-сообщения. Купите товар, посетите «бесплатные» курсы, вам предварительно одобрен кредит, пройдите опрос, прослушайте «важную» информацию – вызовы поступают и днем, и ночью, и в самый неподходящий момент. Корреспондент «АиФ в Твери» выяснял, есть ли от этого защита в принципе.

Не спрятаться, не скрыться

Статистика спам-звонков в России не ведётся, но, по данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в текущем году число жалоб выросло вдвое. То есть проблема нарастает, как снежный ком. Три года назад автор этих строк отказался от домашнего стационарного телефона – настолько одолели его эти звонки.

Периодически возникает ощущение, что телефонный аппарат буквально на следующий день после изобретения его Александром Беллом превратился в инструмент «психических» рекламных атак. В архиве нашей редакции есть небольшая вырезка из газеты «Красный Север» за 25 декабря 1925 года. В ней сообщается, что в Англии люди начали отказываться от домашних телефонов, потому что по всей стране «свирепствует эпидемия... телефонной рекламы». «К телефонным абонентам с утра до ночи звонят агенты торговых фирм, предлагая всевозможные товары», – писало издание почти столетие назад.

С проблемой – и это уже очевидно – сталкивались и сталкиваются все страны с рыночной экономикой. Например, от звонков нет спасения жителям Нидерландов (Голландии). Мы связались с уроженцем Твери Сергеем, который живет в Гааге. Он сообщил, что тоже пострадал от агрессивного маркетинга, и рассказал, как голландское государство пытается оградить людей от назойливых звонков.

«До 1 июля 2021 года существовал специальный сайт-реестр «Не звоните мне», там жители регистрировали свои телефонные номера. Регистрация означала запрет совершать рекламные вызовы на номер, – говорит Сергей. – Однако такой подход не сработал. Дело в том, что бремя доказательства лежало на гражданах, а звонившие компании скрывали свой номер. Так что наказать агрессивных продавцов было невозможно. Это приводило к массовым жалобам со стороны граждан в правительственное Агентство по защите потребителей. В 2019 году было зарегистрировано около тысячи жалоб, а в 2020-м уже 3200.

С 1 июля сайт-реестр закрыли, и теперь продавцам необходимо заранее получать согласие человека на принятие звонков с коммерческими предложениями. Исключение сделано только для текущих и бывших клиентов: им звонить можно, но рекламное предложение должно быть связано с продуктом или услугой, которую человек уже покупал или покупает. При этом во время звонка продавец обязан упомянуть, что собеседник вправе прямо сейчас отказаться от контакта и запретить беспокоить его в будущем. Кроме того, теперь запрещено скрывать номер звонящего. Если в Агентство по защите потребителей вновь поступит жалоба от абонента, оно потребует от коммерсантов предъявить доказательство согласия гражданина на звонки. Обществу новый закон понравился. «Конец телефонного террора» – такие заголовки были в местных СМИ».

Кто сливает номера?

Первое, о чём задумывается тверичанин, измученный телефонным спамом: откуда у них мой номер? У одного из операторов связи Tele2 мы прямо спросили, кто «сливает» коммерсантам номера телефонов и могут ли этим заниматься сами операторы связи. Ответ был категорическим: базы данных абонентов надёжно защищены.

«У нас установлены сертифицированные системы безопасности, мы проводим онлайн-мониторинг в целях противодействия утечкам. За годы работы у нас не было ни одного прецедента массовой утечки данных клиентов. Надежная технологическая система предотвращает инсайдерские утечки и оперативно реагирует в том числе на внутренние угрозы», – говорится в этом ответе. При этом оператор уточняет, что «на всех тарифах Tele2 действует первый контур защиты: встроенная антиспам-система с помощью технологий big data выявляет нежелательные вызовы, в том числе звонки-сбросы. Аналитические алгоритмы распознают спам-звонки по продолжительности, частоте, массовости и реакции на них пользователя. В сутки обрабатывается примерно 5–6 миллионов таких вызовов, включая звонки-сбросы».

 Тогда, быть может, источником «слива» является кто-то ещё? Бывшая сотрудница колл-центра, располагавшегося на улице Республиканской в Твери, по имени Алёна рассказала нам, что по заданиям коммерческих структур этот колл-центр занимался многоступенчатым продвижением одежды, лекарств, детских игрушек и других товаров. По её словам, источником утечки часто являются сами абоненты.

«У нас было огромное помещение с множеством рабочих мест, сотрудников – как пчёл в улье. Я с утра до вечера висела на телефоне, консультируя людей, – рассказала Алёна. – Была такая схема. Нужно было разгадать кроссворд и из выделенных букв и цифр составить ключевое слово. Если оно совпадало, например, с годом вашего рождения, вы как бы получали шанс выиграть 3 миллиона рублей. Был указан телефон нашего колл-центра. Я отвечала на звонки заинтересовавшихся. Помню одну женщину: я, говорит, всё разгадала, куда теперь приезжать за деньгами? Отвечаю ей, что она стала участником акции: «Для того чтобы претендовать на выигрыш, нужно купить товар на определённую сумму. Чем больше вы закажете, тем выше вероятность победить. Назовите свои ФИО, адрес и телефон, и мы вышлем вам каталог». Некоторые называли и после этого заказывали товара на 700 тысяч рублей».

Второй вопрос, который беспокоит абонентов: можно ли привлечь спамера к ответственности и куда жаловаться? Как выяснилось, полиция в России этим не занимается. «Мне тоже поступают такие вызовы. Действия звонящих подпадают под статью 13.11 КоАП РФ «Нарушения в области персональных данных», но это не наши полномочия, а Роскомнадзора, у нас только телефонные мошенники в клиентах», – сообщила руководитель пресс-службы Управления МВД России по Тверской области Любовь Чернобаева.

Также можно пожаловаться в Роспотребнадзор на нарушения своих прав потребителя, но потребуются доказательства, что действия позвонивших назойливы. Наконец, этим занимается ФАС. Так, в апреле этого года в регионе возбудили пять административных дел за распространение посредством телефонной связи и электронной почты заявителей в отсутствие их согласия рекламы стоматологических, образовательных, банковских и других услуг. Но такие расследования – всё ещё редкость, потому что лишь единицы обращаются за защитой своих прав.

Кстати

  • Настройки смартфонов позволяют снизить число нежелательных звонков, заблокировав звонки с неизвестных абоненту номеров. На Android: настройки» / телефон / блокировка номеров / блокировка неизвестных абонентов. В iPhone: настройки / телефон / заглушение неизвестных.
  • Проверить, кто звонил, можно с помощью приложения «Гетконтакт», позволяющего видеть, как вы записаны у других пользователей. Минус в том, что программа получает полный доступ ко всем контактам в телефонной книге.
  • Сайт neberitrubku.ru является «народной» базой нежелательных контактов, там можно проверить, что за неизвестный звонил вам.
  • У всех операторов «большой четвёрки» есть платные и бесплатные версии сервисов блокировки звонков и СМС, а также определитель звонков со скрытых номеров.
  • Тверская полиция рекомендует относиться ко всем сомнительным звонкам как потенциально мошенническим. То есть пытаться избежать разговора, сославшись на занятость, отвечать уклончиво, не сообщать персональную информацию.

Денис КУЗНЕЦОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах