29 июня в актовом зале МУП «ПАТП-1» прошла третья встреча активных участников движения «Чего хочет Тверь?» с экспертами. На этот раз обсуждение было посвящено развитию общественного транспорта в областной столице.
Во встрече приняли участие жители Твери Галина Веселова, Станислав Шандаров и Станислав Филиппов, которые пришли со своими предложениями. Артур Сычёв, генеральный директор МУП «ПАТП-1», Антон Кондрашов из Лаборатории «Удобный город», Юлия Саранова, член общественной палаты Твери и директор Центра НКО, представители властей и общественники выступили в качестве экспертов.
«На сайте «Чего хочет Тверь?» уже зарегистрированы 2,5 тысячи человек, которые предложили более 1000 идей по улучшению города. Задача экспертов – оценить, какие из них реалистичны, а какие – неактуальны для Твери, и объяснить, почему, - пояснила Юлия Саранова. – Для каждого тверичанина, который оставил предложение, важно получить обратную связь и понять, почему что-то можно реализовать, а что-то нет».
Одна из главных идей движения «Чего хочет Тверь?» - превратить горожанина в инициатора и активного участника положительных изменений в городе путём локальных реформ, пусть иногда простых и, казалось бы, небольших. У движения амбициозная цель – стать катализатором создания инициативных групп активных тверичан, заинтересованных в развитии и улучшении городской среды.
Цель экспертов на сегодня: разделить идеи, во-первых, с позиций актуальности, во-вторых, реалистичности – от тех, что могут быть реализованы прямо сейчас, до долгосрочных сложных проектов.
Целый блок предложений от горожан касался восстановления трамвайного движения в Твери: автор идеи заметил, что было бы здорово, если бы трамваи ходили во все районы.
« Развитие электротранспорта - признак столичности города. Но важно понимать: трамвай нужен нам для экологии или для транспортного удобства? – Заметил Артур Сычёв. – Если речь идёт об экологии – то так же экологичен и троллейбус, и электробус, и газомоторная техника».
К сожалению, сейчас в Твери проблемы с трамвайными путями: рельсы есть, а путей нет. Пускать по ним транспорт банально небезопасно для пассажиров. Это можно сделать только после капитального ремонта, стоимость которого начинается от 30 млн рублей за километр. По словам Сычёва, ремонт и обновление трамвайного парка ни предприятию, ни городу в целом не по карману, но в разработке инвестиционный проект, что даёт городу надежду.
Зато обновляется контактная сеть троллейбусов, закупаются троллейбусы с удлинённым автономным ходом. Они не требуют дополнительной инфраструктуры, с заряженным аккумулятором такой троллейбус может двигаться 25-30 км автономно до конечной остановки и обратно, а потом за 20 минут полностью восстанавливает заряд от контактной сети. Это перспективный проект, который позволит продлить маршрут в отдалённые микрорайоны. Стоит отметить, что трамвай на ходу тратит 110 кВт/ч, а троллейбус – 55 кВт/ч, что делает его вдвое экономичнее!
Развить транспорт, добавить новые маршруты, которые бы создали здоровую конкуренцию маршрутным такси, сделать расписание чётким и понятным, как решили эксперты – «Реально завтра». Это актуальная тема, требующая дальнейшей детальной проработки.
А вот «Реальной сегодня» оказалась идея выделенной полосы для общественного транспорта. По словам Антона Кондрашова, в Твери сейчас трамвайное движение «старого образца», сохранившееся с 1970-1980-х годов. Если мы хотим развить его до уровня скоростного движения, как в Европе или Москве – без выделенной полосы не обойтись.
«Главное преимущество общественного транспорта – это скорость. Жители выбирают маршрутки, потому что сегодня они быстрее. Общественный транспорт большой вместимости неповоротлив, им сложнее управлять, ему нужно преимущество в движении. Но если троллейбусу, трамваю и автобусу выделить полосу и они будут ехать быстрее, горожане выберут их. Поэтому без выделенных полос транспорт не только не модернизировать – не удастся сохранить положительную динамику».
Артур Сычёв сразу пояснил, что есть проект выделить полосу на улице Можайского с переходом на Октябрьский проспект, на проспекте Калинина, а также Волоколамском проспекте и проспекте Победы, если снять там рельсы.
Бурное обсуждение на встрече касалось остановочных павильонов. Проблему озвучила активная участница движения «Чего хочет Тверь?», жительница «Южного» Галина Веселова.
«В начале прошлого года убрали остановочные павильоны и люди стояли под дождём и солнцем. В конце года остановки установили: зачем в мороз? Кирпич на кирпич не попадает, остановки разрушены, а сейчас лето дождливое, и к остановке не подойти, кроме как через грязь... Зачем убрали хорошие остановки и установили плохие? Они портят качество жизни населения «Южного»!».
Это актуальная проблема: в Твери 543 остановки. В настоящее время они находятся в ведении департамента дорожного хозяйства, кто был подрядчиком при установке новых павильонов, неясно. По словам директора МУП «ПАТП-1», планируется, чтобы остановки перешли в ведение предприятия. Таким образом, проблему отнесли в разряд «Реально завтра». Также на встрече прозвучало предложение лучше обслуживать те остановки, что есть, вовремя ремонтировать их и чистить, что вполне можно сделать уже сейчас.
Идеи, касающиеся жизни в областной столице, активно поступали на сайт движения «Чего хочет Тверь?» и по горячей линии с марта по май и поступают до сих пор. В настоящее время в активной фазе второй этап проекта – экспертное обсуждение. Из 1062 предложений 29 уже нашли решения.