474

Борьба с воровством энергии. В Тверском регионе проходят крупные учения

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ Тверь 13/11/2019

Когда в доме возникают скачки напряжения, моргают или недостаточно ярко светят лампочки, многие думают, что причина в состоянии сетей. На самом деле зачастую к этому приводит воровство электроэнергии. Ведь каждое самовольное подключение – дополнительная нагрузка на линии. И страдают от этого, как правило, добросовестные потребители.

В прошлом году Тверская область увидела беспрецедентные учения энергетиков по повышению надёжности энергоснабжения. Учитывая тот успешный опыт, специалисты филиала «Россети Центр Тверьэнерго» развернули в регионе новые учения – по борьбе с потерями в сетях. С августа по декабрь они проходят во всех районах. Зачем это нужно, рассказал заместитель генерального директора-директор филиала Манвел Мажонц.

Тотальная проверка

Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь»: Манвел Людвигович, прошлые учения позволили решить важную социальную и экономическую задачу – снизить аварийность в сетях. Что дадут компании и потребителям учения этого года?

Манвел Мажонц: Действительно, нам удалось кардинальным образом повлиять на ситуацию с сетями, повысить качество энергоснабжения. В этом году главная цель учений – выявить факты незаконного потребления электроэнергии. Усиливая борьбу с хищениями, мы защищаем не только интересы компании, а прежде всего интересы всех порядочных потребителей. Когда недобросовестные граждане с помощью различных ухищрений не платят за электроэнергию, страдают честные жители. Незаконное использование энергии забирает часть мощности и увеличивает нагрузку на сети, а значит, влечёт за собой ухудшение параметров электроснабжения. Между тем снижение энергопотерь может позитивно повлиять даже на снижение тарифа.

Кроме того, все недополученные средства – потенциальные инвестиции в развитие энергосистемы региона. Всего с начала года специалисты филиала обнаружили более 600 фактов хищения электроэнергии. Материальный ущерб составил порядка 35 млн рублей. На эти деньги, например, можно было бы отремонтировать 35 км воздушных линий напряжением 0,4 кВ, заменить 350 трансформаторов или расчистить 875 га просек.

– Как именно выявляете хищения?

– Нам необходимо проверить 100% потребителей: как среди физических лиц, так и юридических. Для этого мы сформировали дополнительные бригады, для большего эффекта провели ротацию кадров: сотрудников из одних районов направили в другие. Во время рейдов специалисты филиала снимают показания счётчиков и проводят их инструментальную проверку. С помощью аналитических расчётов вычисляем наиболее вероятные места, где может быть безучётное потребление. Тех, кого отключили по заявкам энергосбытовой компании, нужно проверять на предмет самовольного подключения.

Также в этом году реализуем большую программу по установке высокотехнологичных интеллектуальных приборов учёта. Они позволяют дистанционно контролировать параметры качества и потребляемую мощность, удалённо снимать показания. При необходимости умные счётчики помогут отследить источник потерь и тем самым пресечь попытки хищений электроэнергии. Система также позволяет видеть в реальном времени загрузку отдельных участков сети и оптимизировать её работу, а значит, предупреждать аварийные отключения электроэнергии.

Интеллектуальные приборы учёта устанавливаем совместно с энергосервисными компаниями. Для потребителей это бесплатно. До конца декабря планируем установить 73 тысячи таких приборов. В следующем году – ещё 25 тысяч счётчиков. Это снизит потери в сетях и сделает наши отношения с потребителем более комфортными.

Портрет должника

– Казалось бы, в должниках должны числиться люди с низким доходом. Но, уверена, те же пенсионеры платят вовремя. Кто же сегодня ворует электроэнергию и с чем это связано: с уровнем жизни или культуры?

– Основная часть недобросовестных потребителей – работоспособные граждане, мелкий и средний бизнес. Примеров много. Так, в одной из организаций общественного питания в Ржеве наши специалисты обнаружили прибор учёта с сорванной пломбой. Стоимость украденных киловатт-часов составила свыше 400 тыс. рублей. На предприятии оптовой торговли в Кимрах электричество незаконно нажгли на 600 тыс. рублей. А на пилораме в деревне Иваново Весьегонского района объём неучтённого потребления вылился в 207 тысяч. Среди физических лиц тоже есть случаи, где счёт идёт на десятки тысяч рублей. Например, в посёлке Новозавидовский один из жителей незаконно подключил к сетям свой гараж. Ущерб от бездоговорного энергопотребления составил 95 тыс. рублей.

Такое поведение связано не с уровнем жизни, а с культурой поведения. Когда ловим нарушителей и выписываем штрафы, некоторые даже не думают извиняться, спорят, идут судиться. По-человечески меня поражает, почему такие люди считают, что могут не платить, а главное – почему из-за них должны страдать порядочные потребители. Сегодня важно привить культуру энергопотребления и сформировать атмосферу нетерпимости к злоупотреблению ресурсами. Мы призываем жителей региона: если вы знаете или подозреваете о хищениях в сетях, позвоните по телефону бесплатной прямой линии энергетиков 8-800-50-50-115 и сообщите об этом.

– Какое наказание ждёт нарушителей?

– Рублём. В Кодексе административных правонарушений России предусмотрены серьёзные санкции. Кроме оплаты за уже использованные киловатт-часы полагается штраф. При этом зачастую его размер больше, чем украл потребитель. Кроме того, с этого года увеличили штрафы за повторное самовольное подключение к сетям. В отдельных случаях обращаемся в правоохранительные органы. Так, например, пришлось поступить с жителем деревни Порожки Удомельского района. Из-за долгов за свет ему ограничили доступ электроэнергии. Но вместо того чтобы рассчитаться по платежам, мужчина решил подключиться к сетям напрямую, а с проверкой в дом никого не пускал. Однако его всё равно поймали на самовольном подключении, причём повторном.

Мы нацелены на результат. Учения организованы не ради галочки. Важно достичь иного уровня отношений, где каждый понимает, что за поставленную услугу надо платить. Так что мы по второму разу пойдём к нарушителям, чтобы закрепить новую модель поведения и потребления.

Снизить потери

– Работая в районах, взаимодействуете ли с местным руководством?

– Да, мы заранее согласовываем графики отключений, когда это необходимо. Также в районах используют свои возможности, чтобы предупредить население о работе энергетиков на территории. Большинство людей относятся к этому с пониманием. Мы заинтересованы провести учения эффективно и с минимальным дискомфортом для жителей.

– Можно ли уже подвести предварительные итоги учений?

– За три месяца мы выявили порядка 340 фактов безучётного энергопотребления и более 80 случаев потребления без договора с сетевой организацией. А это 7,4 млн неучтённых киловатт-часов. Кроме того, уже удалось перевести на интеллектуальные приборы учёта свыше 20 тысяч потребителей. Итогом учений должны стать снижение объёма потерь электроэнергии более чем на 7% и модернизация системы учёта электросетевого комплекса. Учения позволят сделать значительный прорыв в борьбе с энергопотерями и направить сэкономленные средства на обеспечение надёжного электроснабжения жителей Верхневолжья.

Кстати
За самовольное подключение к сетям налагается штраф: для физических лиц – до 15 тыс. рублей, для юридических – до 200 тысяч. За повторное нарушение для граждан сумма вырастает до 30 тыс. рублей, для юридических лиц – до 300 тысяч.

Будущее в цифре

– Учения, направленные по сути на улучшение качества энергоснабжения, проходят второй год подряд. Какой Вы видите энергосистему Верхневолжья в перспективе?

– Мы планируем инвестировать в цифровое будущее, чтобы создать для потребителей максимально комфортные условия. Сегодня многое стало цифровым. Это не дань моде, а реальность. Самый простой пример: многие из нас уже не звонят в службу такси по телефону, а заказывают машину через приложение. Это просто и удобно. Отношения с энергетиками должны стать такими же: быстрые и понятные способы информирования, выявления проблемы, реагирования на неё, устранения неполадок и т.д. Немаловажно, чтобы модернизация привела к удешевлению услуги, снижению её себестоимости, что в итоге должно стать благоприятным фактором в отношении тарифа.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах