По данным аналитического агентства Автостат, Тверская область занимает 14-е место в России по обеспеченности автомобилями населения. На тысячу жителей региона приходится 314 машин. Несмотря на экономический кризис, количество автомобилей неуклонно растёт. По информации ГИБДД в докризисном 2013 году в регионе насчитывалось чуть больше 602 тысяч автомобилей, в то время как в 2017-м – порядка 674-х. В отличие от парковок, которых не хватает катастрофически. Особенно остро проблема стоит в областном центре.
Борьба за место на парковке в Твери давно стала притчей во языцех. Только представьте: градостроительное законодательство Тверской области предусматривает на 1 квартиру 0,16 машиномест. То есть в доме на 210 квартир будет всего 33 места для автомобилей. Кто не успел, тот опоздал, как говорится.
Роман Лопаков, архитектор Пролетарского района, оценил нехватку парковочных мест для личных автомобилей в Твери, как значительную:
«Особенно парковок не хватает на территориях многоквартирных домов. И происходит это, на мой взгляд, в связи с недоработкой нормативов градостроительного проектирования Тверской области. На одну квартиру правила предусматривают 0,16 машиномест. Это коэффициент применяется при строительстве так называемого «социального жилья», которое в основном и строят в Твери. В реальности данная цифра значительно занижена. Если коэффициент повысить хотя бы до 0,4, проблема бы в значительной степени решилась».
Чтобы вы понимали, жильё делится на несколько типов в зависимости от количества квадратных метров на человека. Квартиры бывают социальными (18 м2), массовыми (27-30 м2), комфортными (30-45м2) и высококомфортными (больше 45 м2 на одного человека). Большинство застройщиков Твери проектируют дома по первому типу.
«Ещё один способ решить проблему нехватки парковок – это многоуровневые паркинги. В частности, в Брусилово и на улице Хромова выделены 2 территории под них. Однако непонятно, насколько они будут пользоваться спросом – наши люди не привыкли платить за парковку. В Мамулино есть участок под плоскостную парковку, которая в настоящее время также не пользуется спросом.
Что касается платного парковочного пространства в центре Твери, то 90% автомобилистов не могут смирится и до сих пор ставят свои машины по закоулкам»
Павел Парамонов, руководитель проекта «Чего хочет Тверь», уверен, что решение проблемы нехватки парковок в Твери можно решить только комплексными мерами: во-первых, развитием качественного общественного транспорта, во-вторых, расширением платного парковочного пространства, и в-третьих, большими штрафами за неправильную парковку:
«Здесь выдумывать ничего не надо, и мы когда-нибудь тоже к этому придем. Штаты 20-х годов. Форд придумал свой автомобиль, и выяснилось, что «каждый работяга может иметь машину». Начались бешеные пробки. Западная Европа после войны тоже оказалась наводнена машинами. А сейчас там везде и вокруг платные паркинги, занимающие внушительные зоны в центре города, в том числе многоуровневые и подземные. Во-вторых, серьезно развитый человеческий общественный транспорт».
Как рассказал Павел Парамонов, за границей уже давно поняли, что автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения. Европейский город – это всегда хороший транспорт, платные парковки и жесткие штрафы за парковку в неположенном месте. Потому что перед горожанином всегда есть выбор: проехаться на хорошем общественном транспорте, пройтись по комфортным улицам пешком, вызвать удобное такси или даже воспользоваться совместным каршерингом или платить приличные деньги за парковку личного авто. В то время как в Твери в пробке стоят автомобили, как правило, с одним водителем в салоне, а для ребенка проехаться в трамвае – это развлечение.
Поэтому в развитых городах потихоньку личные автомобили вытесняются за город. Например, в Манхеттене 60% жителей не владеют машинами.
«В Твери совсем не так: автомобилистам проще бросить машину в закоулке, где-нибудь на клумбе. Нет этой культуры у нас пока. И разово эту проблему, конечно, не решишь, здесь нужен поступательный путь. Для начала запустить хороший общественный транспорт, дальше расширять зону платной парковки и штрафовать за незаконную парковку. Я бы с удовольствием пересел на трамвай. Но он то в дрифт пойдет, то сломается, то машины путь перегородят, и дождаться его не представляется никакой возможности. И я в принципе не против маршруток, только они должны быть цивилизованными, а не такими, как сейчас».