Примерное время чтения: 14 минут
1009

Бессмертие, завоёванное подвигом. Мария Смирнова – легенда военной авиации

Сюжет 75-летие Победы. Тверская область в годы войны
Валентина Дрокина / Из личного архива

В середине лета исполнится 18 лет с тех пор, как нет с нами Героя Советского Союза, почётного гражданина города Твери, кавалера орденов Александра Невского и Михаила Тверского, легендарной лётчицы Марии Васильевны Смирновой. 31 марта этого года ей исполнилось бы 100 лет.

Уже выросло целое поколение юношей и девушек, которые не слышали её захватывающих рассказов о полётах на боевые задания в небе войны. Вспомним о ней в канун 75-летия Дня Победы.

«Комсомолец – на самолёт!»

Её довоенная жизнь почти не отличалась от судеб миллионов наших граждан: учёба в школе, получение образования в педагогическом училище, работа в школе. Но была ещё одна мечта, не дававшая ей покоя: желание летать. Для такой мечты было самое благодатное время: перелёты Валерия Чкалова, подвиги «челюскинцев». В тридцатые годы в стране создавались аэроклубы ОСОВИАХИМа, в числе которых был и Калининский аэроклуб, открытый в 1934 году. Был брошен легендарный клич: «Комсомолец – на самолёт!». Этот клич не оставлял равнодушным никого, с него началась всенародная любовь к авиации в нашей стране. Стране, которая скоро стала великой авиационной державой.

Миллионы юношей и девушек имели возможность научиться летать на самолёте и прыгать с парашютом. Аэроклубы воспитывали людей с сильным характером. В 1937 году в свои 17 лет Мария Смирнова поступила в Калининский аэроклуб, успешно освоила лётную программу, а с 1939 по 1941 год стала работать в аэроклубе лётчиком-инструктором. Подготовила более 30 курсантов-лётчиков. Как пригодились эти лётные кадры перед войной! Калининский аэроклуб подготовил 21 лётчика – Героя Советского Союза, в числе которых и три женщины, служившие в разных полках и летавшие на разных типах самолётов. А один из выпускников стал дважды Героем Советского Союза.

лётчица
Фото: Из личного архива/ Мария Смирнова

Грянула война, и Мария Смирнова попросилась на фронт. Она писала рапорты, а ей приходили отказы. Наконец, нашей прославленной лётчице Марине Расковой, ставшей ещё перед войной Героем Советского Союза, разрешили создать три авиаполка, два из которых были «смешанными», туда входили и мужчины, и женщины, а третий полк – «чисто женским». В нём были только женщины: и лётчики, и штурманы, и авиатехники, и вооруженцы. Мария Смирнова, конечно, была в первых рядах набранных лётчиц! Она находилась у истоков формирования 588-го женского авиаполка ночных бомбардировщиков в октябре 1941 года. Прежде чем попасть на фронт, предстояло пройти обучение на самолёте «ПО-2» и овладеть новыми для всех мирных лётчиков навыками, освоить бомбометание, ночные полёты и технику ухода от лучей прожектора, полёты на сверхмалых высотах и в особых условиях, полёты с выключенным двигателем и многое другое. Всё это Мария Смирнова успешно освоила на курсах лётчиков при Энгельсской военной лётной школе.

Оттачивая мастерство

Вот как пишет о Марии Смирновой в своих воспоминаниях однополчанка Марина Чечнева, лётчица, командир эскадрильи, Герой Советского Союза: «Все мы были почти одногодками, редкой девушке перевалило тогда за 20 лет. Среди них была и Маша Смирнова, но свой неоспоримый авторитет она завоевала не потому, что была чуть постарше нас. Её отличала присущая ей собранность и серьёзность. Ускоренный курс подготовки военных лётчиков требовал от нас большого напряжения сил. Смирнова с первых дней пребывания в полку на учебных занятиях стремилась добиваться предельной чёткости в выполнении каждого упражнения, любого задания. Она хотела научиться владеть самолётом в любых условиях, при различных положениях и при любой погоде. Теорию самолётовождения она сдала на отлично.

Приступили к ночным практическим полётам, когда лётчик находится в кабине и от него требуется точное выдерживание режима полёта, а при сложных метеоусловиях вождение самолёта только по приборам. Но и тут Смирнова была одной из первых. Она недосыпала, одолевая искусство вождения самолёта в ночное время, училась точно выходить на цель и метко сбрасывать бомбы на учебном полигоне. По старой привычке инструктора Маша помогала другим, более молодым и менее опытным лётчикам, прибывавшим в полк на пополнение личного состава. Одновременно она оттачивала своё мастерство и педагогическое искусство. Будто знала, с какими трудностями придётся встретиться нам на фронте, и заранее готовила подруг к этому».

Обучение проходило в очень сжатые сроки, по ускоренному курсу: шла война. Надо сказать, что не всё и не всем девушкам давалось легко, некоторые из них погибли ещё при обучении…

Женский авиаполк

27 мая 1942 года 588-й женский полк ночных бомбардировщиков прибыл на фронт. Его численность – 115 девушек, большинство в возрасте от 18 до 22 лет. Командиром полка была опытная, с десятилетним стажем, лётчица Евдокия Бершанская. Под её командованием полк сражался до конца войны.

В начале войны в полку было всего 20 самолётов ПО-2, затем их количество увеличилось до 45. «ПО-2» авиаконструктора Поликарпова был в то время лучшим самолётом для обучения: лёгкий и манёвренный, простой в управлении, почти никогда не сваливался в штопор, позволял садиться практически на любую площадку, его двигатель работал одинаково хорошо как на бензине, так на топливе «дизель». Но это был ничем не защищённый самолёт, без бронеспинки, его максимальная скорость – 120 км в час, он был уязвим даже для пистолетного выстрела. Сделанный из дерева и перкали, легко загорался, имел открытую кабину лётчиков. Для уменьшения полётного веса лётчицы летали на нём без спасательных парашютов.

Многие экипажи отказывались брать с собой и пулемёты для отражения атаки. Лётчицы предпочитали взять с собой больше бомб, так, чтобы их вес доходил до 300 килограммов. Девушки в полку сами придумали систему крепления для навески бомб и тросовое управление сбросом бомб из кабины лётчика. В связи с большой уязвимостью самолёта полёты на бомбометание лётчицы выполняли ночью. За ночь они делали по восемь-девять вылетов, а зимой, когда ночи намного длиннее, до 18! В таких полётах девушки отдавали все свои силы. Бывало, от усталости засыпали в полёте, а многих из них после посадки прямо из кабин в казарму относили на руках…

23 девушки погибли за годы войны, было потеряно 28 самолётов. Сюжет известного фильма Леонида Быкова «В бой идут одни старики» взят из реальной жизни, в том числе из жизни женского авиаполка.

Становясь легендой

Вот как вспоминала Мария Смирнова свой первый вылет на боевое задание: «На выполнение задания вылетела я со штурманом Наташей Меклин. Наш аэродром представлял собой простую полевую площадку. Старт обозначался тремя замаскированными фонарями «летучая мышь», они открывались только при взлёте и посадке самолёта. Взлёт разрешался включением карманного фонарика. Мы получили боевое задание бомбить одну из железнодорожных станций, чтобы не дать возможности немцам подтягивать подкрепление к линии фронта. Летели на высоте 1200 метров. Ночь была тёмная. В населённых пунктах, на станциях, аэродромах – нигде ни огонька, всё замаскировано. Трудно различать главные ориентиры: реки, населённые пункты, дороги. Пройдя линию фронта, которая обозначалась вспышками орудийных выстрелов и горящих ракет, мы правильно отбомбились и взяли курс на свой аэродром. Небо закрылось облаками. На оккупированной немцами территории видны алые точки пожаров. Во многих местах одновременно зажигаются по нескольку прожекторов – ищут советский самолёт, стреляют зенитки. Но все опасности остаются позади».

Полк, в котором всю войну служила Мария Смирнова, был уникальным, никогда, ни в одной другой армии мира не было и нет такого женского авиаполка. Он вошёл в историю войн как полк, который ни разу не был расформирован или переформирован, потому что потери в нём по меркам войны были невелики. Это стало возможным благодаря высокому мастерству лётчиц и штурманов. Имея учебный самолёт на вооружении, полк сам готовил лётчиков, восполняя потери. Мария Смирнова, выполнив полёты на бомбометание ночью, отдохнув пару часов, как один из самых опытных инструкторов в полку, занималась обучением молодого пополнения днём. Однополчанки удивлялись: откуда брались силы у этой хрупкой девушки?! В полк брали всех желающих и физически здоровых девушек. Учили на вооруженцев, учили подвешивать бомбы. Позже вооруженцев переучивали на авиатехников, которые ремонтировали и обслуживали самолёты. Потом авиатехников переучивали на штурманов, а уже штурманов –на лётчиков. Женский полк вошёл в историю и благодаря своей результативности. В Советской армии он стал самостоятельной боевой единицей с февраля 1943 года и был переименован из 588-го в 46-й Гвардейский Таманский полк. Полк вошёл в историю и по беспрецедентному количеству лётчиц и штурманов, получивших звание Героя Советского Союза: их было 23.

В 24 года – звание Героя

26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками командиру эскадрильи гвардии капитану Смирновой Марии Васильевне присвоено звание «Герой Советского Союза» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Ей было всего 24 года!

Высокое звание Героя ей было присвоено в числе первых пяти лётчиц полка. Каждая из них на момент присвоения выполнила более 800 боевых вылетов. При этом не было никакого снисхождения к женскому полу. Лётчицы полка сами договорились между собой о том, что будут подавать документы на присвоение звания Героя только после 800 боевых вылетов. Хотя по существовавшему тогда положению достаточно было выполнить 400 боевых вылетов. Такой максимализм! Наверное, в том числе по этой причине, ни одной из отважных лётчиц времён войны звание «Дважды Герой Советского Союза» присвоено не было. Полк выполнил более 25 тысяч боевых вылетов, из которых 10 тысяч приходится на третью эскадрилью комэска Смирновой.

Фото: Из личного архива/ Мария Смирнова

Из воспоминаний однополчанок Марии Смирновой – лётчиц И. Ракобольской и Н. Кравцовой:

«Бесстрашный, смелый лётчик, командир эскадрильи Маша Смирнова 22 сентября 1943 года первая сделала свой 500-й вылет. Внешне Маша походила на мальчика-подростка. Небольшого роста, затянутая в талии так, что, казалось, вот-вот переломится, круглолицая, с голубыми открытыми глазами, всегда аккуратная до мелочей. Маша летала в нашем полку со дня его формирования и до конца войны. В эскадрилье её уважали и побаивались. Она была требовательна и справедлива. Звание Героя получила в первой пятёрке: Носаль, Никулина, Руднева, Смирнова, Пасько. На её груди красовался орден Александра Невского. Редкий в нашем полку».

Верили, что не подведёт

Полк начал свой боевой путь с юга, с Северного Кавказа. 12 июня 1942 года он остановил фашистов под Моздоком, отрезав путь к бакинской нефти. Принял участие в освобождении Кубани, Таманского полуострова, Крыма, Белоруссии, Польши и Германии. Полк просуществовал ровно четыре года: с октября 1941-го по октябрь 1945-го. Гвардии капитан, командир эскадрильи Мария Смирнова выполнила за четыре года войны 964 боевых вылета. Она была награждена, кроме Золотой Звезды Героя, очень редким орденом Александра Невского, он предназначался для командного состава, орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы» и многими другими.

Такие высокие награды вручались отважнейшим из отважных за выдающиеся боевые подвиги. Марии Смирновой поручали самые трудные задания, даже те, которые не смогли выполнить другие экипажи. Ей верили, на неё надеялись и знали, что капитан Смирнова не подведёт. Мария летала больше всех, показывая пример мужества и неутомимости. Она внушала своим подчинённым: «В выполнении боевого задания нет тяжёлых положений, есть только слабая подготовка пилота. Из любого затруднения найдёшь выход, если в совершенстве владеешь машиной и не теряешь самообладания».

Марина Чечнева пишет о ней: «Её пример рождал смелость у других лётчиц и штурманов полка и уверенность в себе. Её девизом было: бить точно по цели, бомбовый груз обрушивать только на скопление живой силы и техники противника. Она была верна этому девизу. Нередко попадала в сплошную зону зенитного огня противника, но никогда не отворачивала свой самолёт. Бывало, что её самолет возвращался на аэродром весь изрешечённый осколками снарядов. Но не бывало случая, чтобы она возвращалась, не выполнив задания».

У Марии Васильевны была завидное самообладание. Её штурман Татьяна Сумарокова вспоминает: «Уйдя в сторону от огня зениток, Маша снова разворачивает самолёт на цель. Я ей говорю: «Маша, у нас повреждён самолёт. Нам лучше вернуться на базу». Маша абсолютно спокойным и ровным голосом отвечает: «Сейчас мы выполним задание и потом вернемся на базу». Это похоже на спокойствие стрелы, летящей точно в цель».

Встречи со смертью

Мария Васильевна, как и все девушки её полка, выносила на своих плечах всю тяжесть фронтового быта, все опасности и лишения. Их ПО-2 взлетал ночью с маленьких аэродромов, расположенных в прифронтовых лесах. И никто из них не был уверен, что вернётся назад. Каждый боевой вылет – это встреча со смертью, а в каждом из этих вылетов таких встреч могло быть несколько… Свои опасные вылеты в стан врага, ввод в строй начинающих лётчиц комэск Мария Смирнова считала не героизмом, а необходимой тяжёлой фронтовой работой, нужной в данный момент Отечеству.

Мария Смирнова била фашистов в Белоруссии, Польше, Восточной Пруссии и свой девятьсот шестьдесят четвёртый боевой вылет она выполнила 5 мая 1945 года на остров Свинемюнде в Балтийском море…

Перелистав эти опалённые войной страницы истории женского авиаполка, истории лётчика-бомбардировщика, Героя Советского Союза Марии Васильевны Смирновой, мы прикоснулись к её подвигу. Для нас она была и навсегда останется образцом беззаветного служения нашей Родине, образцом стойкости и красоты женской натуры.

После окончания войны гвардии майор Мария Васильевна Смирнова вышла в отставку. Она говорила мне, что хотела остаться летать и дальше. Но её здоровье было подорвано, медицина её не допустила, и Мария Васильевна принялась вместе со всеми восстанавливать разрушенный войной родной город Калинин (Тверь). И какой бы пост она ни занимала, будь то производство или общественная работа, ко всему подходила с большой ответственностью и всегда добивалась успеха.

Существует утверждение, что лётчики не умирают… Вот и Мария Васильевна от нас просто улетела, как сказал поэт, «в завоёванные подвигом века».

Автор статьи - лётчик-инструктор Калининского (Тверского) авиаспортклуба ДОСААФ с 1979 по 2004 годы, четырёхкратная абсолютная чемпионка СССР по самолётному спорту, заслуженный мастер спорта России Валентина Дрокина.

Автор благодарит за предоставленные материалы внучку Марии Смирновой Марию Любимову и председателя клуба ветеранов Вооружённых сил России «Вымпел» Владимира Митрофанова.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах