Ровно семь лет назад, в ночь с 7 на 8 августа, в Твери обрушилось здание речного вокзала. Многие жители до сих пор воспринимают это как личную боль и ждут решения вопроса о его восстановлении.
Информация о том, что полуразрушенный речной вокзал могут исключить из реестра объектов культурного наследия, всколыхнула тверичан. Поползли слухи, что уникальное здание попросту снесут.
38 листов предложений
Вокзал на стрелке Волги и Тверцы, круглый, с высоким шпилем, десятилетиями притягивал взоры жителей, туристов и фотографов. Его построили в 30-е годы прошлого столетия. Это уникальный образец архитектуры сталинской эпохи. С оттенком Южной Италии, как говорили архитекторы. Речной вокзал первым встречал туристов, прибывающих в областной центр с воды. Он и сегодня встречает теплоходы. Только больше нет шпиля, а здание огорожено высоким забором.
Пару лет назад в регионе заговорили о создании на этом месте культурно-исторического кластера, который подразумевает восстановление как здания речного вокзала, так и некогда стоявшего здесь Отроч монастыря. И вдруг – новость о том, что московское ООО «Астра» провело экспертизу и заключило, что здание утратило роль элемента, формирующего историческую среду, и его можно исключить из реестра объектов культурного наследия.
Ситуацию прокомментировал глава региона. Он сказал, что речь действительно идёт об исключении из реестра, но здание тем не менее восстановят.
«Мы провели огромный объём работ с одной только целью – восстановление речного вокзала в том же архитектурном виде, в той же конфигурации, но только на новом фундаменте и из новых материалов, – объяснил губернатор Игорь Руденя. – После исключения из реестра объектов культурного наследия вокзал станет областной собственностью, которая не будет ни продаваться, ни приватизироваться. Кроме того, мы хотим исправить ошибки конструкции, которые были допущены ранее».
То, что здание изначально было построено с нарушениями, подтверждают исследования, проведённые ещё в первые десять лет после возведения вокзала. Например, был занижен фундамент, из-за чего не раз случались подтопления. Сейчас его хотят немного поднять. Планируются также развитие прилегающей территории и благоустройство набережной.
Отдать искусству
«Речной вокзал находится в удручающем состоянии, и с ним нужно что-то делать. Однако экспертиза, о которой сейчас говорят, – лишь часть процедуры по снятию с охраны объекта культурного наследия. Это ещё не окончательное решение, – говорит председатель Тверского регионального отделения ВООПИиК Вадим Рыбачук. – По закону после результатов экспертизы Главное управление по охране памятников истории и культуры Тверской области ещё в течение 15 дней собирало на своём сайте мнения от граждан и организаций. Затем все предложения и замечания, а они заняли порядка 38 листов, вместе с экспертизой и пояснительной запиской отправили на рассмотрение в Министерство культуры России, где в итоге и вынесут вердикт».
А пока идёт финальное согласование статуса объекта, параллельно решается вопрос: что размещать в здании речного вокзала после его восстановления? Такие функции, как продажа билетов на катера, ожидание пассажирами своего рейса, уже вряд ли нужны. Речных трамвайчиков, которые когда-то возили людей до дач, не осталось. А многочисленные круизные лайнеры и яхты высаживают в Твери туристов на несколько часов, чтобы те погуляли по городу и вернулись обратно. В итоге звучат предложения открыть в восстановленном здании кафе, выставочные залы или отель.
Официально
Тверской архитектор Алексей Жоголев:
– Речной вокзал для города – символ, визитная карточка. В Твери таких объектов немного: Старый волжский мост, Путевой дворец, Спасо-Преображенский собор и речной вокзал. Последний в своём первоначальном виде уникален внешним обликом, тактичной посадкой в силуэте набережной и внутренней планировкой.
Что касается функционального наполнения речного вокзала, он уже был центром современного искусства, здесь начинали проводить выставки. Здание и дальше должно быть пространством, связанным с культурой, наукой, общественной жизнью. Оно должно стать самым популярным местом в самой красивой точке города.
Кстати
Речной вокзал обрекли на гибель ещё в 2000-е годы, когда перестали использовать его по назначению. А один из ремонтов даже ускорил его разрушение: около десяти лет назад здесь демонтировали часть крыши, которая защищала здание от влаги, а на старые перекрытия налили дополнительный бетон, утяжелив и без того ветхие конструкции.