Для хищения денег со счетов и карт граждан посредством «высоких технологий» современные Остапы Бендеры используют всё более изощрённые схемы. Сомнительный звонок или многообещающее сообщение получает хотя бы раз в месяц каждый из нас. Сотни тверичан теряют деньги, которые копили годами. Как не попасться на уловки мошенников?
На шаг позади
Каждый месяц сводки тверской полиции буквально пестрят сообщениями об IT-кражах. Какие только поводы не выдумывают мошенники и кем только не представляются! 59-летний тверичанин, которому позвонил «сотрудник Банка России», потерял почти 2 миллиона рублей: жулики убедили, что для защиты денег от кражи нужно взять кредит и перевести его на «спецсчёт». Мужчина взял деньги и перевёл. Две молодые «сотрудницы Пенсионного фонда» выманили 420 тысяч рублей у 83-летней пенсионерки, убедив её в том, что она является участницей программы по обмену денежных купюр. 39-летняя жительница Твери потеряла 360 тысяч рублей, «клюнув» на интернет-объявление о высоком заработке на бирже – теперь у неё ни денег, ни прибыли. 22-летний житель областного центра потерял 24 тысячи рублей, пытаясь получить интим-услуги по объявлению в интернете. Мошенники начали шантажировать его оглаской, и он сделал им несколько переводов «за молчание». Список бесконечен.
Доверчивость дорого обходится
Свою лепту в борьбу с аферистами вносит и регулятор финансового рынка – Банк России. Так, на базе его спецподразделения по компьютерным угрозам создана система информационного обмена между участниками финансового рынка, правоохранительными органами, провайдерами и операторами связи, разработчиками антивирусов и другими компаниями, работающими в сфере информационной безопасности. Основная же работа по пресечению мошенничества и розыску аферистов, конечно, ложится на правоохранительные органы.
Тем не менее переломить ситуацию пока не получается. Во-первых, наши люди доверчивы и всё ещё «ведутся» на мошеннические уловки. Во-вторых, преступники всегда на шаг впереди тех, кто с ними борется. Пока государство закрывает одну лазейку, они находят другую. В-третьих, даже искушённый и блестяще образованный человек зачастую не может распознать аферу. Представьте ситуацию: вы прокручиваете ленту ВКонтакте и натыкаетесь на магазин по продаже товаров народного потребления: цены несколько ниже рыночных, все контакты для связи есть. Вы звоните и договариваетесь о поставке, продавец требует хотя бы частичную предоплату, вы перечисляете деньги, но товар не приходит. Снова звоните продавцу, но его номер недоступен, а магазин исчезает из соцсети. Именно так в январе потерял 39 тысяч рублей житель Конаково, которого обманул 22-летний житель Ленинградской области.
Комментарий
Роман ШЕРЕМЕТЬЕВ, начальник отдела по борьбе с мошенничествами управления уголовного розыска УМВД России по Тверской области:
– За восемь месяцев этого года на территории Тверской области зарегистрировано 2227 мошенничеств и краж, совершённых с использованием информационных технологий и телекоммуникаций. За аналогичный период прошлого года таковых было 2739. Окончены уголовные дела по 201 преступлению указанной категории, год назад – 321.
Чаще всего злоумышленники «берут в оборот» граждан, представляясь сотрудниками финансово-кредитных учреждений (27,7%), и совершают преступления под предлогом заключения сделки посредством сети интернет (27%). Также хищения денег со счетов и карт совершаются под предлогами освобождения родственника либо близкого лица от уголовной ответственности (3,8%), оказания интимных услуг (1,5%). В 18,5% случаев происходит списание денежных средств с карты без ведома потерпевшего, в том числе при хищениях и утратах карт. Возраст злоумышленников, как правило, не превышает 40 лет, а сами преступления направлены на людей, чей возраст, напротив, старше 40 лет.
Так, в августе в нескольких регионах России были задержаны трое посредников. Они звонили на домашние телефоны потерпевших, представлялись медиками и сообщали, что в ДТП попал «ваш родственник» и нужно срочно оплатить операцию. Подозреваемые доставлены в Тверскую область, где по фактам преступлений возбуждено четыре уголовных дела по статье 159 УК РФ (мошенничество). В феврале были задержаны двое граждан, причастных к 19 преступлениям с использованием средств мобильной связи. Под предлогом освобождения родственника от ответственности за якобы совершённое ДТП они добивались перевода гражданами денег. Впрочем, бывают и счастливые исключения. В августе злоумышленник позвонил 87-летней местной жительнице и попытался убедить её в том, что её внук стал виновником аварии и что нужно заплатить за «решение вопроса» 300 тысяч рублей. Пожилая женщина не поверила, положила трубку, а затем обратилась в полицию.
Методы мошенников
Вадим ТЕТИН, заместитель управляющего Отделением Банка России по Тверской области:
– В большинстве случаев деньги похищают, оказывая психологическое воздействие на человека, чтобы он сам сообщил или передал мошеннику нужную информацию. Вот типичные и актуальные прямо сейчас схемы.
1. Жулик звонит жертве под видом сотрудника службы поддержки сотового оператора и сообщает, например (предлоги могут быть разными), что номер абонента скоро перестанет действовать. Чтобы этого не произошло, предлагается набрать на мобильном телефоне определённую комбинацию цифр. В результате абонент подключает переадресацию звонков и текстовых сообщений, в том числе с СМС-кодами от банка, на номера мошенников, которые получают доступ к дистанционному управлению банковским счётом жертвы.
2. Звонит «сотрудник банка» и сообщает, что накопленные кешбэк, бонусы или баллы можно обменять на реальные деньги, затем запрашивает банковские данные и СМС-код, полученный от банка, якобы для подтверждения операции и оплаты комиссии за услугу. После чего совершается кража денег.
3. Разными способами гражданину предлагают проверить, не попали ли данные его лицевого счёта или банковской карты к третьим лицам. Сообщения содержат ссылку на фишинговый сайт, якобы проверяющий компрометацию банковских сведений. На самом деле подобных сайтов не существует.
4. Якобы сотрудник банка сообщает о дефиците наличных рублей и валюты и предлагает перевести деньги с карты или со счёта на «спецсчёт», с которого средства можно снять беспрепятственно. Для открытия такого счёта мошенник запрашивает у жертвы номер карты, трёхзначный код на обороте и СМС-код от банка. «Спецсчёт» принадлежит мошеннику.
5. Жертве звонит «сотрудник Центробанка» – упоминание регулятора усыпляет бдительность. Сообщается о попытке похитить деньги со счёта и необходимости срочно перевести их на «безопасный» счёт в Центробанке. Далее – всё как в пункте 4.
6. На связь выходит «сотрудник бюро кредитных историй»: кто-то якобы пытается оформить кредит на жертву или её родственников. Затем поступает звонок «из банка», «полиции» или «Банка России»: «Подтверждаем, так и есть». В качестве меры защиты предлагается срочно оформить «встречный» кредит на точно такую же сумму. При этом мошенник просит никому не сообщать об этом, так как «ведётся спецоперация по вычислению преступника».
Языком цифр
Во втором квартале этого года злоумышленники украли у клиентов российских банков 2,85 млрд рублей (в первом квартале – 3,3 миллиарда). Из них удалось вернуть или возместить только 154 млн рублей, или 5%. В первом квартале возместили 204 миллиона, или чуть более 7%.
Справка
Если с вашей карты без вашего ведома списали деньги, немедленно заблокируйте карту через мобильное приложение, личный кабинет на сайте банка, в ближайшем офисе или через колл-центр, номер которого указан на оборотной стороне карты. В течение суток после получения сообщения о списании средств подайте в свой банк заявление о несогласии с операцией, а затем обратитесь в полицию с заявлением о хищении денег. И учтите: если вы самостоятельно перевели деньги мошенникам или предоставили им банковские данные, то банк не обязан возвращать похищенную сумму.
И помните: если вас разводят, например, на «передачу денег должностным лицам за урегулирование ДТП», такой перевод на языке закона называется преступлением, отвечать за которое будете вы, а не мошенник.