Примерное время чтения: 7 минут
12908

«Помочь было уже некому». Очевидцы о крупнейшей в истории катастрофе Ан-22

Anton Bannikov / Commons.wikimedia.org

Ровно 25 лет назад, 11 ноября 1992 года, под Тверью произошла крупнейшая авиакатастрофа в истории региона и самолётов АН-22 «Антей». В те времена подробности подобных аварий сразу засекречивали. Так случилось и со страшным событием близ деревни Некрасово Калининского района, где упал самолёт с пассажирами. Погибли 33 человека.

Даже сегодня о катастрофе рассказывают лишь те, кто видел её своими глазами. Что помнят местные жители, выяснял «АиФ в Твери».

«Челночный» рейс

Коммерческий рейс тогда перевозил несколько рулонов кожи из аэродрома Мигалово (Тверь) в Ереван. Помимо груза, на борту находились 26 пассажиров - граждане Армении - и семь членов экипажа. Воздушный гигант рухнул на землю недалеко от аэродрома. Погибли все, кто был в самолёте.

Справка
Каждый из обгоревших рулонов кожи весил 36 кг, тогда как по документам - 30. Из расшифровки МСРП-64 было установлено, что взлётный вес самолёта составлял 264 тонны, то есть имелся перегруз в 20 тонн.

В 90-е годы полки магазинов были пустыми как в России, так и в бывших республиках Советского Союза. Особенно тяжело приходилось Армении, где ещё ощущались отголоски землетрясения 1988 года. Тотальный дефицит привёл к появлению «челноков». Они закупали товар, чаще всего в Москве, и отправляли его самолётами на родину. Чартерных рейсов было полно, гражданская авиация работала в сложнейших условиях. Новые самолёты не поступали, поэтому продлевали ресурс старых. Надёжность техники была низкой. По некоторым данным, на аэродроме в Мигалово даже не было весов, экипаж мог определить вес груза лишь условно. Пилоты не знали, что машина перегружена на 20 тонн.

Родственники погибших установили на месте падения самолёта небольшой мемориальный комплекс
Родственники погибших установили на месте падения самолёта небольшой мемориальный комплекс Фото: АиФ/ Дмитрий Бойков

«Мигаловский аэродром от нас в нескольких километрах, самолёты набирают высоту и разворачиваются прямо над деревней. Я всегда боялась, что какой-нибудь из них свалится на голову, - рассказала «АиФ в Твери» жительница деревни Некрасово, учитель истории в местной школе-интернате Вера Верба. -  11 ноября 1992 года, около восьми часов вечера, наша семья была дома. Родные ужинали на кухне, я смотрела в комнате телевизор. Как раз начиналась очередная серия «Рабыни Изауры».

Вдруг жуткий звук, тяжёлый рёв. Пламя, огонь. Вспышку было видно даже через закрытые шторы. Напуганные, мы выскочили на улицу. Возле Некрасовского детского дома гуляли ребятишки. Они закричали, что упал самолёт. Тогда в деревне ещё не было фонарей, тьма кромешная. Но вспышка озарила всё. Мне было очень страшно, на место падения не побежала. Наблюдала в окно, как со свистом пролетали машины милиции и пожарных, военные грузовики. В поле, примерно за два километра от дома, помчались сын и муж. Они увидели страшное зрелище. Помощь оказывать было уже некому. Там поставили оцепление, всех жителей отогнали. Охрана стояла несколько дней, пока не подобрали все фрагменты тел и большие обломки самолёта... На следующий день дети из школы убежали на место крушения вместо уроков. Я очень на них ругалась».

Весной родственники погибших установили на месте падения самолёта небольшой мемориальный комплекс. Сейчас туда никто не приезжает, мемориал практически заброшен.

Вера Илларионовна впервые посетила памятное место летом 1993 года. Рядом с гранитными плитами, где высечены имена и фамилии погибших, лежали вырванные сучьи и поваленные деревья. В земле ещё оставались носовая часть самолёта, кое-какие запчасти. Но вскоре люди всё растащили на металлолом.

Мемориал погибшим в авиакатастрофе под Тверью.
Мемориал погибшим в авиакатастрофе под Тверью. Фото: АиФ/ Дмитрий Бойков

«Самолёт падал на детский сад»

О причинах той катастрофы жителям никто не говорил. Упоминания о лётных происшествиях тогда пытались пресечь на корню. Мало кто знает, что через пару лет, в январе 1994 года, ещё один «Антей» разбился в районе деревень Антоново и Красная Гора, в пяти километрах от Некрасово. Такая же громадина, чартерный рейс, набитый коврами, телевизорами, магнитофонами и прочим товаром.

«Я работал тогда в совхозе «Крестьянин». Пришёл домой на обеденный перерыв, услышал сильный гул. Вышел на улицу и увидел, что все бегут в сторону Антоново, - вспоминает житель села Красная Гора Павел Бакай. - Я тоже туда побежал. На месте крушения лежали две части самолёта: кабина и хвост. Пахло горючим. Люди доставали лётчиков из обломков. Самолёт попал на дерево, сук прошил стекло, и видно было, как он убил лётчика. Зрелище не для слабонервных. Все пытались как-то помочь. Потом приехали военные и оцепили территорию. Несколько лётчиков выжили, о пассажирах я ничего не слышал. Говорят, что самолёт падал на детский сад в Красной Горе. В тот день в садике была моя дочь. Но пилот смог вырулить. В наших краях даже ходит легенда, что у него были вытянуты суставы пальцев - с такой силой он тянул штурвал. Точной даты крушения не помню: где-то в дни Крещения, с 18 по 21 января».

Об этой авиакатастрофе нигде нельзя прочитать, нет информации о погибших и выживших. Что случилось с самолётом, каков был его маршрут? При этом несколько жителей близлежащих деревень утверждают, что видели момент крушения, а погибших лётчиков захоронили на Дмитрово-Черкасском кладбище. Там тоже создали мемориал, где на шести гранитных плитах выгравирован 1994 год, на семи - 1992-й.

На Дмитрово-Черкасском кладбище тоже создали мемориал, где на шести гранитных плитах выгравирован 1994 год, на семи - 1992-й.
На Дмитрово-Черкасском кладбище тоже создали мемориал, где на шести гранитных плитах выгравирован 1994 год, на семи - 1992-й. Фото: АиФ/ Дмитрий Бойков

Коммерческие полёты «Антеев» в Тверской области происходят до сих пор. Они составляют около 5% от всех вылетов из Мигалово. При этом тяжёлых транспортных самолётов АН-22 - единицы. Их тренировочные полёты, связанные с проверкой боеспособности, начинаются на аэродроме и заканчиваются там же. 

Ан-22 «Антей»
Советский тяжёлый турбовинтовой транспортный самолёт. Первый советский широкофюзеляжный самолёт, самый большой в мире турбовинтовой самолёт. Первый полёт состоялся в 1965 году. Всего выпустили 68 экземпляров. По состоянию на 2010 год эксплуатировалось 7 самолётов - шесть в России и один на Украине, ещё 18 находилось на хранении. В процессе эксплуатации в катастрофах и авариях потеряно 9 Ан-22 «Антей». Больше всего жизней - 33 - унесло крушение Ан-22 в 1992 году в Тверской области.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах