«Черная дата»: 20 лет со дня катастрофы под Калязином, где погибли 27 человек. Вспоминаем с редакцией «АиФ в Твери», как это было, что произошло, кто погиб.
19 ноября 2001 года. Обычный день, в который врывается страшная авиакатастрофа. Первые сообщения в СМИ короткие: «Авиалайнер Ил-18В авиакомпании «ИРС Аэро», выполнявший чартерный рейс «Москва—Хатанга—Красноярск—Хатанга—Новосибирск—Хатанга—Москва» во время возвращения в аэропорт «Домодедово потерпел крушение в Тверской области».
Страшное сообщение, но ещё ужаснее оно станет, когда появятся подробности о том, что все, кто находился на борту ИЛ-18В погибли. Трагедия произошла в 15 км от Калязина рядом с деревней Захаровка.
Очевидцы до сих пор помнят черные полиэтиленовые мешки, в которые спасатели собирали то, что осталось от людей. Руки, ноги, голова – всё отдельно. Зрелище не для слабонервных.
«Не может быть!», - передавалось тогда из уст в уста. Но реальность была неумолимо. Имена погибших навеки запечатлены на памятном кресте, который установили родственники в деревне Захаровка:
Экипаж
1. Соминский Александр Николаевич – командир;
2. Михайлов Владислав Вячеславович – пилот;
3. Федоришин Владимир Федорович – штурман;
4. Кожевин Алексей Петрович – бортмеханик;
5. Соловчук Людмила Алексеевна – бортпроводница;
6. Яковлева Оксана Анатольевна – бортпроводница;
7. Ефремов Сергей Владимирович - флайт-менеджер;
8. Колупайло Геннадий Иванович – техник;
9. Кибец Юрий Андреевич – техник.
Пассажиры
1. Гырля Вячеслав Федорович;
2. Зенько Наталья Анатольевна;
3. Кудряшов Алексей Михайлович;
4. Андрюшина Любовь Владимировна;
5. Кучеренко Анатолий Александрович;
6. Мороз Игорь Петрович;
7. Гнидин Николай Алексеевич;
8. Овчинников Владимир Иванович;
9. Дмитриенко Александр Маматович;
10. Рябковец Владимир Владимирович;
11. Мазурик Тарас Викторович;
12. Космин Владимир Денисович;
13. Топчий Юрий Витальевич;
14. Кондратьева Надежда Николаевна;
15. Греб Василий Федорович;
16. Соколов Михаил Владимирович;
17. Пильтяева Людмила Ивановна;
18. Глобелко Ольга Александровна.
Как говорили потом некоторые: «У каждой области своя трагедия века».
Как стало известно редакции «АиФ в Твери», которая побывала на месте ЧП, среди тех, кто был на борту, находился отец хозяина самолёта. Примерно за полчаса до трагедии пилоты вышли на связь, доложили, что полёт проходит нормально. И борт неожиданно пропал с радаров.
В 21:17 по московскому времени при работающем автопилоте руль высоты неожиданно перешёл на пикирование, направив самолёт вниз. На высоте 6300 метров лайнер нёсся к земле с вертикальной скоростью 120 м/с, а его поступательная скорость уже превысила максимально допустимую и достигала 610 км/ч. Усилий пилотов оказалось недостаточно для вывода самолёта из пикирования и в 21:19 летевший рейс на скорости 850 км/ч врезался в землю.
«Помню, как пробирались по снегу, в кромешной тьме, по плохой дороге. Самолёт разлетелся на множество мелких деталей. Конечно, шансов выжить ни у кого не было, – вспоминает руководитель пресс-службы администрации Калязинского района Яна Сонина. – На месте работали спасатели, пожарные. Потом кто-то высокопоставленный из Москвы прилетел. Знаю точно, что были найдены бортовые самописцы – сами видели эти оранжевые ящики».
Действительно было найдено три пресловутых «черных ящика». Конечно, все хотели знать «Почему? Кто виноват?». Рассматривалось две версии: техническая неполадка и взрыв во время полета.
Специалисты выяснили, что двигатели авиакомпании «ИРС аэро» мели истекший срок хранения, а документы по техобслуживанию велись «спустя рукава», да и экипаж работал вместо 11,5 часов по 15. В итоге причиной крушения ИЛ-18 назвали именно техническую неисправность.
На день катастрофы 39-летний авиалайнер совершил 5582 цикла «взлёт-посадка» и налетал 11 617 часов; ресурс большинства узлов и агрегатов был практически полностью выработан.
После этой катастрофы пассажирские перевозки на Ил-18 в России были прекращены, а на авиакомпанию «ИРС Аэро» были наложены серьёзные ограничения.
К читателям «АиФ в Твери и области»: присылайте сообщения в соцсетях ВКонтакте, Facebook, Одноклассники.