Мошенничества с банковскими картами перешли все мыслимые границы. Сколько бы ни предупреждали граждан, что нельзя быть излишне доверчивыми, число тех, у кого увели деньги со счетов, выросло в разы. Почему люди по-прежнему попадают на уловки аферистов и как избежать обмана?
Капитал из мусора
Рекордную за последние полгода сумму – 937 тысяч рублей – потерял житель Твери, которому сообщили, что от его имени кто-то пытался оформить заём. Чтобы предотвратить посягательства, позвонивший ему «сотрудник банка» предложил подтвердить онлайн заявку на кредит, обналичить деньги и перевести их на безопасный счёт. После этого средства исчезли.
Впечатляет и сумма, которую одна из тверичанок отдала аферистам, чтобы предотвратить несанкционированный доступ к своей кредитной карте, – 669 тысяч рублей. Дойдя до ближайшего банкомата, гражданка выполнила под диктовку несколько операций. Чтобы расследовать дело, полицейские изъяли у пострадавшей сотовый телефон и аж 45 чеков с номерами абонентов, на чьи счета она перевела средства. Точно так же 660 тысяч рублей потерял 23-летний житель областного центра. Людей, обманутых не на столь крупные суммы, гораздо больше.
У вас в банке есть депозит? Вам могут позвонить и уговорить скачать на телефон программу, которая якобы обезопасит ваши средства. На деле же это окажется программа удалённого доступа: с её помощью можно отследить, какие коды вводит человек, управляя своими средствами. Ещё один способ «разводки» – обрадовать человека, который часто расплачивается безналом, что у него накопился крупный кешбэк. Чтобы зачислить его на карту, нужно всего лишь продиктовать её реквизиты.
«Представители старшего поколения, да и молодые тоже знают о горьком опыте потери сбережений в нашей стране и боятся, что финансовые учреждения вновь не смогут сберечь их средства. Поэтому легко впадают в панику, услышав, что с их счетов кто-то списывает деньги, – считает председатель Тверского отделения Вольного экономического общества России Галина Лапушинская. – Выход – в постоянном информировании граждан о разных видах мошенничества, в обучении правильной работе с накоплениями. Банки тоже должны предупреждать каждого клиента о том, как действовать в тех или иных ситуациях».
Многие дают карт-бланш грабителям, выбрасывая бумажки с паролями и логинами от личного кабинета «Мобильного банка» в урну на выходе из финансового учреждения. Представьте себе, реально есть те, кто оттуда их достаёт, а потом совершает от вашего имени крупные покупки или списывает деньги на расчётные счета подставных лиц! Дела на злоумышленников обычно возбуждают по статьям Уголовного кодекса России 159 «Мошенничество» либо 158 «Кража». Но поймать кого-либо в большинстве случаев не удаётся.
«Спасибо за заботу!»
Запросто могут обмануть и при купле-продаже товаров по объявлениям в интернете. Например, житель Твери продавал в сети кухонный гарнитур. «Покупатель» попросил продиктовать его номер карты, чтобы перевести задаток. После разговора с неизвестным с банковского счёта продавца исчезли 467 тысяч рублей.
Появились и новые виды обмана. Например, ссылки на фейковые страницы, где сообщается, что счастливчик выиграл приз. А чтобы его получить, нужно заплатить один рубль. Для этого вы вводите данные своей банковской карты, а затем с неё пропадают деньги. Ещё одна уловка – фейковое знакомство. Девушка привлекает в соцсетях кавалера, а затем присылает ему ссылку на сайт, где якобы можно купить билет в кино. Но транзакция попадает в руки мошенников.
Электронные письма с цепляющими заголовками «долг», «штраф», «на вас оформлен кредит» тоже рассылаются регулярно. В них аферисты просят перейти по ссылкам, ведущим на фейковые сайты. Дальше опустошить ваш банковский счёт – дело техники. Даже избитая схема с «родственником в беде» обрела новую жизнь с помощью современных технологий. Теперь мошенники используют синтез речи, чтобы просить о финансовой помощи голосом члена семьи.
Что делать, если вам звонят из банка и рассказывают о посягательствах на ваши средства? Полицейские советуют: сразу кладите трубку! «Не сообщайте о себе информации. При поступлении такого звонка не продолжайте разговор. Обратитесь в банк лично либо позвоните на номер контактного центра, опубликованный на оборотной стороне вашей банковской карты», – объяснил начальник отдела управления уголовного розыска УМВД России по Тверской области Михаил Лебедев. Опыт показал, что мошенники – настолько умелые психологи, что, завязав разговор, входят в доверие даже к тем, кто искренне считает, что обмануть его невозможно. Фоном при разговоре пустят шум офисного помещения, стук клавиатуры. И, пока вы читаете эту статью, уже придумают что-то такое, что ещё неведомо ни банковским служащим, ни стражам порядка. Так что просто скажите: «Спасибо за заботу!»
Кстати
Мошенники любят создавать фальшивые сайты государственных органов, особенно Госуслуг и Росреестра. Собирают через них персональные данные, а затем присылают несуществующие штрафы и пени либо выманивают цифры с банковских карт, чтобы якобы перечислить на них пособия. На доброте людей играют, уводя средства через сайтыдублёры благотворительных организаций.