Минимум за год до того, как ребёнок пойдёт в школу, родителям советуют обратить внимание на его речь. Речевые нарушения есть у многих детишек. Как вовремя их выявить и сделать, чтобы ребёнок не только правильно говорил, но и научился нормально читать?
Об этом «АиФ в Твери» рассказала логопед с 25-летним стажем, старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии Тверского государственного университета Екатерина Шевченко.
Ушли от нормы
Сергей Диваков, «АиФ в Твери»: Екатерина Николаевна, растёт ли число детей, нуждающихся в помощи логопеда?
Екатерина Шевченко: Дети сегодня начинают говорить гораздо позже. При этом около 70% дошколят имеют нарушения речи. По нормам 1950-х годов ребёнок должен был к году говорить около десяти слов, а к полутора - строить фразы. Но сейчас вы такое встретите редко. Когда бабушки и дедушки рассказывают молодым родителям, что в их время в этом возрасте ребята хорошо разговаривали, они не врут. Ждать того же от нового поколения мы не можем. Если сравнивать со старыми требованиями, задержку речевого развития можно ставить чуть ли не всем детям. Увеличилось и число малышей, рождающихся с неврологическими нарушениями. Это тоже даёт о себе знать в развитии речи. Ведь её формирование тесно связано с восприятием окружающего мира.
- Почему дети начинают говорить позже?
- Раньше не было такого количества мультиков, взрослые больше разговаривали с детьми, вовлекали их в диалог. То, что персонажи мультфильма что-то говорят с экрана, малыш может воспринимать как шум, дополняющий картинку. Он не вычленяет оттуда отдельные слова, не задумывается над их смыслом. Речь и понимание мира у детей формируются через постоянное «оречевление» различных действий, ситуаций. Если вы хотите, чтобы ребёнок вовремя заговорил, проговаривайте то, что вы делаете. Например, за едой произносите: «Сейчас мы берём ложку, теперь наливаем молоко». Тогда малыш поймёт, что похожие друг на друга предметы обозначаются одним и тем же словом, и сможет использовать его в своей речи. Иначе «стол» для него будет обозначать один конкретный стол, за которым он ест. Увидев другой, он уже не поймёт, как его назвать.
Эйнштейн - не пример
- Какие проблемы с речью встречаются чаще всего? На что родителям обратить внимание?
- Если не брать серьёзные нарушения речи, такие как алалия (отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте) или дизартрия (нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы), дети чаще всего не умеют выговаривать звуки. Обычно это связано с несовершенством артикуляционной моторики и должно исправиться к пяти годам. Если в этом возрасте проблема не устранилась сама, пора обращаться к логопеду.
Гораздо сложнее случаи, когда ребёнок меняет местами или пропускает слоги, не умеет выстраивать фразы. Тут ждать пяти лет не нужно, лучше сразу обратиться к специалисту. Если логопед скажет вам не переживать и приведёт в пример Эйнштейна, заговорившего лишь к семи годам, - ищите другого врача. Малыш, не заговоривший к семи годам, скорее всего, не сделает этого уже никогда. При этом он может быть полностью здоров. В последнее время встречается немало случаев, когда глухие дети начинают нормально говорить, а те, у кого, казалось бы, предпосылок к нарушению речи нет, лишь мычат.
- Должен ли заниматься с ребёнком логопед из детской поликлиники или он лишь ставит диагноз?
- Наплыв детей с нарушениями речи сейчас такой, что логопеды физически не успевают уделить всем должное внимание. Да и кабинеты в наших поликлиниках часто не оборудованы для того, чтобы проводить занятия с совсем маленькими детьми. Занимаются обычно лишь в самых трудных случаях. Остальным родителям показывают, как тренировать детей дома. Мамы и папы часто платят за индивидуальные частные занятия. Но гораздо эффективнее групповые, когда дети разговаривают ещё и друг с другом.
Логопеды из поликлиник проводят плановые осмотры в детских садах. Дают рекомендации, нужно ли ребёнка вести к ним на приём. Если речь развита очень плохо, малыша направляют в логопедический детский сад. Но мест не хватает, «прорываются» туда только дети с серьёзными нарушениями. В обычных садиках организуют логопедические группы или пункты. Первые сейчас редкость. По нормам, детей в них должно быть почти в два раза меньше, чем в обычной группе, поэтому их количество увеличивать не спешат. А логопедические пункты создают. Однако с учётом резко возросшего числа детей с логопедическими проблемами специализированных садов в регионах явно не хватает.
- Влияют ли проблемы с речью на подготовку к школе?
- Нарушения речи тесно связаны с проблемами понимания. А ведь современным детям приходится перерабатывать огромные объёмы информации! Бывает, ребёнок хорошо считает, но не может понять, что от него требуется в задаче. Причина - проблемы с чтением, которые идут от неправильных речевых навыков. Пытаясь научить своё чадо читать, родители иногда совершают ошибку, объясняя ему чтение по буквам. Из-за этого часто возникают проблемы с пониманием прочитанного, техникой чтения и грамотностью.
Ко мне как-то привели ребёнка, который читал, проговаривая в слове буквы, а не звуки. Оказалось, мальчику подарили китайский обучающий компьютер.

Ко мне как-то привели ребёнка, который читал, проговаривая в слове буквы, а не звуки. Оказалось, мальчику подарили китайский обучающий компьютер. Нажимаешь кнопочку, а он тебе говорит: «Буква эм». Вот малыш и запомнил не звук «м», а букву «эм». Переучить же гораздо труднее, чем сразу привить нормальные навыки. В школе ребят сначала учат выделять звуки, а потом изучают буквы, с понятием «алфавит» и названиями букв знакомят чуть позже.
Начните с игры
- Как научить правильному произношению?
- Начните с игры. По дороге в садик называйте ребёнку слова, выделяя голосом первый гласный звук в начале, и просите его повторить. Покажите, что можно поменять звук и получится совершенно другое слово: например, «рак» и «мак». Вместе вспоминайте слова, начинающиеся на один и тот же звук. Потом делайте то же самое со звуком на конце слова, потом - в середине. Постепенно у ребёнка сформируется понимание звукового образа. Тогда уже можно будет спокойно учить его слоговому чтению.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть