Старшеклассники недавно с волнением узнали результаты единого госэкзамена и уже подают документы в высшие учебные заведения. Заглядывая на сайты вузов, молодые люди и их родители видят, что на многих направлениях и профилях подготовки предлагаются места для приёма на целевое обучение.
Однако не всегда осознают, что это настоящий кладезь возможностей, воспользоваться которыми может, без преувеличения, каждый. Нужно только изучить правила приёма на целевое обучение и чётко им следовать. А что это за правила, мы разбирались вместе с проректором Тверского государственного университета по общим вопросам, кандидатом филологических наук Еленой Васильевой.
В чём преимущества?
Елена Семко: Елена Николаевна, в чём основная суть целевого обучения?
– Это механизм, с помощью которого государство, вкладывая свои средства в обучение того или иного студента, решает проблему нехватки квалифицированных кадров в определённых отраслях. Подчеркну: оплата за образование студента, заключившего договор на целевое обучение с какой-либо организацией (их перечень указан в статье 71.1 федерального закона «Об образовании»), производится за счёт средств федерального бюджета. Отсюда к студенту возникает чёткое требование: отработать по окончании вуза 3–5 лет в этой организации.
У данного механизма – масса преимуществ. Для работодателей это возможность получить молодого специалиста с высшим образованием, прошедшего производственную и преддипломную практику в его организации. Для абитуриента – возможность поступить на бюджетное место, учиться, получая материальную поддержку от организации-заказчика, а затем получить гарантированное рабочее место.
Поэтому, когда родители обращаются ко мне за советом, я говорю: если у вас есть возможность заключить целевой договор, этим следует воспользоваться. В том, что, как многие говорят, «придётся потом отрабатывать», ничего плохого нет. Напротив, для молодого человека это подспорье. Мы же прекрасно знаем, что специалисту без опыта работы найти её довольно сложно. Это жизнь, и это всегда относилось к выпускникам практически всех вузов и всех факультетов.
– Однако, по итогам вступительной кампании прошлого года, многие целевые места в вузах разных регионов страны оказались незанятыми. Почему?
– Дело в недостаточном информировании работодателей и старшеклассников о целевом обучении. Принципиально важно и то, что механизм приёма на целевое обучение кардинально изменился, и знают об этом далеко не все. Люди думают, что для заключения договора им нужно лично ходить по государственным и муниципальным учреждениям, искать, кому требуются молодые специалисты, самостоятельно договариваться с руководителями. Однако такой подход безвозвратно ушёл в прошлое.
Договоры на целевое обучение теперь заключаются исключительно через портал «Работа в России» trudvsem.ru. На бумажном носителе это уже практически невозможно (исключение составляют лишь договоры, заключённые в процессе обучения, и на эту возможность мне бы хотелось обратить особое внимание работодателей). В 2024 году приём на целевые места в электронном виде практиковался при поступлении на бакалавриат и специалитет, с этого года – ещё и при поступлении в магистратуру и аспирантуру.
Поиск заказчиков и заключение договоров в электронном виде – это удобно и эффективно, но, чтобы работодатели к нему привыкли, нужно время, как при апробации любого нового явления.
Материальный стимул
– Легче ли поступить в вуз по целевой квоте по сравнению с общим конкурсом?
– Чаще всего да, легче. Но не всегда. Давайте сделаем акцент на то, что поступление по целевому договору – это конкурсная ситуация. Даже детализированные квоты (а их в этом году очень много) сделаны под конкретного заказчика, но не под конкретного старшеклассника.
Если на одну квоту будет претендовать несколько абитуриентов, то зачислят того, кто получил больше баллов на ЕГЭ. Принцип, которого раньше придерживались директора некоторых государственных учреждений: «У меня есть хороший знакомый, и я поддержу его целевым местом» – больше не работает.
– Что ещё изменилось в правилах приёма на целевое обучение?
– Существенным условием договора становится материальная поддержка студента со стороны заказчика. Она существовала и раньше, однако это было добровольным жестом. Теперь же в положении о целевом обучении, утверждённом Постановлением Правительства РФ, чётко прописана обязанность работодателя оказывать студенту, с которым у него заключён целевой договор, ежемесячную материальную поддержку в размере не ниже академической стипендии.
Заказчик вправе прописать и другие меры поддержки студента: оплату проезда к месту учёбы или практики, оплату общежития либо найма жилья для иногородних и т.д.
Договор – после зачисления
– Когда необходимо заключить целевой договор?
– Договор теперь подписывают после того, как абитуриент прошёл конкурс и зачислен в высшее учебное заведение, и это ещё одно очень серьёзное новшество. При этом старшеклассник должен заранее выбрать потенциального работодателя и предоставить в приёмную комиссию заявку на предложение заказчика до даты окончания приёма документов (в этом году это 25 июля). Искать работодателя и оформлять заявку нужно на сайте «Работа в России».
При этом абитуриенты с этого года застрахованы от такого возможного неприятного момента, как отказ со стороны заказчика подписать договор в последний момент. Увы, такие прецеденты были. Но в этом случае студент, по новым правилам, будет учиться в вузе на обычном бюджетном месте.
– Кто определяет, сколько лет нужно отрабатывать студенту у заказчика после окончания вуза?
– Количество лет заранее определено в договоре о целевом обучении: как правило, от трёх до пяти. Факт трудоустройства будет фиксироваться на портале «Работа в России». Государство здесь сможет отслеживать всё: кто поступил в вуз по договору на целевое обучение, как учится этот человек, отработал ли он у заказчика положенное время. Если не отработал, выпускнику придётся компенсировать из своего кармана все расходы, понесённые государством и заказчиком на его обучение. В таком случае проще сразу поступить на платное место.
Раньше, когда целевые договоры заключались на бумажном носителе, контроль за отработкой был очень слабым. Но теперь всё меняется, электронная система становится одним из механизмов регулирования рынка труда.
Как не ждать специалиста четыре года?
– Можно ли заключить договор целевого обучения в процессе обучения студента, если ранее он поступил на бюджетное либо платное место по общему конкурсу?
– Да, можно, и на это мне хотелось бы обратить особое внимание. Для работодателей это замечательная возможность обрести квалифицированного молодого специалиста, не дожидаясь, пока он 4–5 лет обучается в вузе. Абсолютно все работодатели, и это относится даже к частным компаниям и индивидуальным предпринимателям, вправе обратиться к студентам подходящего направления любого курса, в том числе последнего, с предложением подписать целевой договор. В данном случае это можно сделать как на бумажном носителе, так и на портале «Работа в России». Главное здесь – заинтересовать самого студента.
– Какое напутствие вы дадите старшеклассникам и их родителям?
– В повседневной жизни мы не всегда знаем о всех предоставляемых нам возможностях. Как приём на целевое обучение, так и заключение целевого договора в процессе обучения – это возможность, которой следует воспользоваться. Она принесёт бонусы, так как не только решает проблемы сегодняшнего дня, но и даёт перспективное трудоустройство в социально ответственной организации, на которую можно положиться. Главное – не бояться. Если вы не постучитесь в эту дверь, она сама не откроется. Я желаю всем реализовать свои мечты и поступить в вуз.
Справка
Направления и профили с наибольшим количеством целевых квот, в том числе детализированных, при приёме в Тверской государственный университет в 2025 году.
БАКАЛАВРИАТ И СПЕЦИАЛИТЕТ (ОЧНО)
- Компьютерная безопасность. «Математические методы защиты информации».
16 мест по целевому приёму (из 40 бюджетных), из них 2 детализированы.
Заказчики: Научно-исследовательский институт информационных технологий и Управление федеральной службы судебных приставов РФ по Тверской области.
- Педагогическое образование. «Начальное образование».
8 мест по целевому приёму (из 25 бюджетных), из них 7 детализированы.
Заказчики: школы № 8, 29, 42 города Твери, Лихославльская средняя школа № 2, Торопецкая средняя школа № 2, Удомельская гимназия № 3 им. Макарова.
- Специальное (дефектологическое) образование. «Специальная психология (психологическое сопровождение образования детей с нарушениями в развитии)».
8 мест по целевому приёму (из 25 бюджетных), из них 1 детализировано.
Заказчик: средняя школа № 30 города Твери.
- Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). «Начальное образование и английский язык».
8 мест по целевому приёму (из 25 бюджетных), без детализации.
- Лингвистика. «Лингвистика, лингводидактика и методика обучения иностранным языкам».
7 мест по целевому приёму (из 24 бюджетных), все детализированы школами города Твери.
- Фундаментальная и прикладная химия. «Экспертная и медицинская химия: теория и практика».
6 мест по целевому приёму (из 30 бюджетных), без детализации.
- Фундаментальная информатика и информационные технологии. «Информатика и компьютерные науки».
5 мест по целевому приёму (из 45 бюджетных), из них 4 детализированы.
Заказчики: Научно-исследовательский институт информационных технологий, школы № 5, 30, 31 города Твери.
- Психолого-педагогическое образование. «Психология образования».
5 мест по целевому приёму (из 20 бюджетных), все детализированы.
Заказчики: школы № 2 и № 30 города Твери, средняя школа № 5 города Ржева.
- Педагогическое образование. «Биология в системе основного, среднего общего и среднего профессионального образования».
5 мест по целевому приёму (из 15 бюджетных), из них 2 детализированы.
Заказчики: школа № 2 и гимназия № 3 города Удомли.
- Педагогическое образование. «Музыкальное образование».
5 мест по целевому приёму (из 15 бюджетных), из них 2 детализированы.
Заказчики: школа № 42 города Твери и гимназия № 3 города Удомли.
- Педагогическое образование. «Медиация и социальная педагогика».
5 мест по целевому приёму (из 15 бюджетных), без детализации.
БАКАЛАВРИАТ И СПЕЦИАЛИТЕТ (ЗАОЧНО)
- Психолого-педагогическое образование. «Психология и педагогика дошкольного образования».
4 места по целевому приёму (из 14 бюджетных), без детализации.
- Лингвистика. «Лингвистика, лингводидактика и методика обучения иностранным языкам».
3 места по целевому приёму (из 15 бюджетных), без детализации.
- Педагогическое образование. «Начальное образование».
3 места по целевому приёму (из 14 бюджетных), без детализации.
МАГИСТРАТУРА (ОЧНО)
- Специальное (дефектологическое)образование. «Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья».
3 места по целевому приёму (из 10 бюджетных), 1 детализировано.
Заказчик: кадомский детский сад № 3 «Яблонька» Рязанской области.
- Прикладная информатика. «Интеллектуальные системы. Теория и приложения»
2 места по целевому приёму (из 10 бюджетных), без детализации.
- Педагогическое образование. «Менеджмент в образовании».
2 места по целевому приёму (из 10 бюджетных), без детализации.
- Педагогическое образование. «Педагогическое обеспечение религиозной безопасности молодежи в поликонфессиональном обществе».
2 места по целевому приёму (из 10 бюджетных), без детализации.
- Психолого-педагогическое образование. «Психология и педагогика инклюзивного образования».
2 места по целевому приёму (из 10 бюджетных), без детализации.
- Педагогическое образование. «Педагогическая деятельность в сфере культуры и искусства».
2 места по целевому приёму (из 9 бюджетных), без детализации.
МАГИСТРАТУРА (ЗАОЧНО)
- Физическая культура. «Профессиональное образование в области физической культуры и спорта».
1 место по целевому приёму (из 5 бюджетных), без детализации.
Кстати
О целевом наборе можно узнать подробнее в официальных документах:
- Постановление Правительства РФ № 555 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» от 27 апреля 2024 года (с изменениями и дополнениями в редакции от 7 апреля 2025 года).
- Распоряжение Правительства РФ № 378-р об установлении квот приёма на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2025 год от 18 февраля 2025 года.

