Появление первого университета 50 лет назад стало поворотной точкой в развитии Верхневолжья. Заложенные сначала женской учительской школой Павла Максимовича, а затем возникшим на её основе Калининским педагогическим институтом традиции получили достойное продолжение уже на совершенно ином уровне.
1 сентября 1971 года Калинин стал университетским городом, а судьбы десятков тысяч людей оказались тесно связанными с учебным заведением, давшим им дорогу в жизнь.
Переломный момент
В прошлом году Тверскому государственному университету исполнилось 150 лет, ведь свою историю одно из старейших учебных заведений региона ведёт от легендарной учительской школы Павла Максимовича, основанной в 1870 году и преобразованной в начале XX века в педагогический институт. В сентябре 2021 года вуз отмечает ещё одну важную дату. Полвека назад учебное заведение получило статус университета.
Трудно представить, какими были бы город и область, не случись в 1971 году преобразования педагогического института в университет. И дело не просто в статусе. Калинин, став университетским городом, получил совершенно иной вектор развития. Город стал центром для новых научных школ и подготовки специалистов в самых разных областях знания.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что это была правильная ставка на будущее. Но 50 лет назад далеко не все понимали необходимость такого решения. Калининский педагогический институт успешно готовил учителей и входил в пятёрку лучших по стране в этой сфере. Казалось бы, зачем ломать то, что и так хорошо работает. Однако экономика, наука, техника, гуманитарное знание уже тогда развивались так бурно, что наиболее умные и дальновидные руководители понимали: настоящие перспективы есть только у тех территорий, которые смогут сами готовить для себя высококвалифицированные кадры.
Одним из таких руководителей был ректор Калининского педагогического института Владимир Комин. Во многом его трудами в 1971 году пединститут получил статус университета. Владимиру Васильевичу удалось заручиться поддержкой руководства области во главе с Николаем Корытковым и убедить скептически настроенных чиновников в Москве. Но главная заслуга первого университетского ректора – это создание практически с нуля той базы, которая легла в основу будущего вуза.
Калининский государственный университет стал двадцатым учебным заведением в РСФСР, получившим такой высокий статус. Чтобы ему соответствовать, молодой вуз стал собирать у себя талантливых учёных и педагогов со всей страны. Открывались факультеты и кафедры, стремительно росло число студентов, строились новые университетские корпуса. Помогали организовать работу по совершенно новому образцу коллеги из Московского, Ленинградского, Саратовского и Пермского университетов. Значительно расширился фонд научной библиотеки. И вот в 1975 году из стен учебного заведения вышли первые выпускники с университетскими дипломами. Это стало огромной победой как для университета, так и для области в целом.
В 1982 году Владимир Васильевич был вынужден покинуть свой пост по состоянию здоровья. Его место занял Александр Уваров, которому удалось сохранить университет на высоких позициях среди других вузов страны. Так, в 1983 году Калининский государственный университет был признан лучшим среди всех высших учебных заведений, подведомственных Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР. Научный и педагогический авторитет вуза был настолько высок, что теперь уже Калининский университет выступал в качестве примера для развития других вузов.
Но время ставило перед учебным заведением новые задачи, которым надо было соответствовать. С середины 1980-х годов в сферу научных исследований всё активнее внедряется применение электронно-вычислительной техники. Решить задачу информатизации университета был призван Алексей Кудинов, возглавлявший учебное заведение с 1986 по 2007 год.
Начало ректорства Алексея Никифоровича совпало с непростыми для страны годами перестройки. Несмотря на это, при новом руководителе университет продолжил возводить корпуса для студентов, оснащать лаборатории и учебные аудитории новейшей техникой, открывать востребованные специальности. В этот период число факультетов университета увеличилось в два раза, а количество направлений обучения – в три раза!
Существенный вклад в развитие вуза внёс Андрей Белоцерковский. Именно при нём университет получил статус инновационного, что является серьёзным признанием вклада научных разработок тверских учёных в развитие экономики страны. ТвГУ становится также одним из лидеров по подготовке волонтёров для таких масштабных мероприятий, как, например, Олимпийские игры в Сочи 2014 года или Чемпионат мира по футболу 2018 года. В микрорайоне «Соминка» продолжилось строительство настоящего студенческого городка с общежитиями, учебными корпусами и собственным бассейном.
Реализовать потенциал
С 2017 года Тверской госуниверситет возглавляет Людмила Скаковская. Она развивает вуз как комплексный научный центр, имеющий огромный потенциал в фундаментальных и прикладных исследованиях. «Университет не стоит на месте. Сейчас «в портфеле» нашего вуза интереснейшие разработки по созданию кристаллов, которые используются в оптических приборах, в оборонной и геодезической промышленности. Это одновременно и серьёзнейшие фундаментальные исследования, и отличная коммерциализация, ведь ведущие компании готовы покупать эту технологию, – рассказывает Людмила Скаковская. – Кроме того, университет славится разработками в области химии. Например, команда под руководством доктора наук Павла Пахомова проводит очень интересные исследования гелия, широко востребованные в оборонной промышленности. Не могу не отметить и наших молодых учёных Дмитрия Вишневецкого и Дмитрия Карпенкова, чьи работы уже завоевали мировое признание».
Ректор прекрасно понимает, что набор специальностей и те компетенции, которые осваивают студенты в вузе, должны соответствовать запросам современного общества. «Мы постоянно открываем новые образовательные программы, – объясняет Людмила Николаевна. – Например, у нас появились «Мехатроника и робототехника» и «Экономическая безопасность». По просьбе Росстата планируем запустить программу «Статистика». Открыли магистратуру по «Лесному делу», поскольку в нашем регионе эта специальность очень востребована. Ещё одно перспективное направление, специалисты по которому сейчас крайне нужны, – «Специальное дефектологическое образование». Будем выпускать магистров».
Особенно ценно для региона наличие при вузе программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. «Пандемия подтолкнула нас к новым формам работы. Теперь наши образовательные программы не остаются внутри университета, как это было раньше. Они направлены на широкий круг людей, педагогов колледжей, учителей школ. Наши преподаватели готовят для них лекции по конкретным блокам знаний. Например, по генетике, физике или астрономии. Это настолько красивые лекции! Они захватывают аудиторию не хуже художественного фильма. Ты чувствуешь себя не просто слушателем, а человеком, который участвует в процессе исследования чего-то нового», – делится ректор.
Университет продолжает укреплять и расширять международные связи. Так, с 1 сентября в вузе будет обучаться делегация английских студентов. На согласовании находится договор с рядом китайских университетов. Коллеги из Поднебесной уже сейчас обращаются в ТвГУ за помощью в обучении своих студентов русскому языку. В самое ближайшее время сотрудничество будет расширено.
Ещё одна новинка в обучении – так называемые сетевые образовательные программы. Они формируются на основе договоров с крупными предприятиями, заинтересованными в подготовке профессиональных кадров для производства. Так, университет тесно сотрудничает с ДКС. Студенты проходят на предприятии практику, и работодатель очень доволен уровнем подготовки молодых специалистов.
Быть в лидерах
В состав Тверского государственного университета сейчас входят 12 факультетов, три института, академическая гимназия, Центр международного сотрудничества, Научно-методический центр по инновационной деятельности высшей школы имени Е.А. Лурье, научно-образовательный центр «Профкарьера», Центр развития молодёжных волонтёрских программ, научная библиотека, Ботанический сад, Центр содействия трудоустройству молодёжи. В вузе работают несколько музеев, созданы творческие и спортивные объединения студентов и сотрудников. Существуют Ассоциация выпускников университета и Попечительский совет, которые принимают самое живое участие в жизни вуза.
Высокий уровень образовательной организации подтверждается многочисленными рейтингами. В год 50-летнего юбилея университет отмечен в числе 800 лучших вузов мира по версии Round University Ranking (RUR Ranking 2021), стал обладателем наивысших оценок предметного рейтинга по индексу Хирша–2021, Агрегатора независимой оценки качества высшего образования, а также сертификата качества по итогам Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ–2021).
Кстати
Самыми востребованными направлениями у абитуриентов вуза в 2021 году стали «Фундаментальная информатика и информационные технологии», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», «Международные отношения», «Лингвистика», «Компьютерная безопасность», «История», «Биология», «Реклама и связи с общественностью», «Педагогическое образование».